Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

0
5748

Конспект семинара-практикума

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Подготовила: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14
г. Шебекино Белгородской области» Трунова О.А.

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».                    

Д. Карнеги

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

материалы в печатный сборник 

1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2.Совершенствовать умение воспринимать ситуации межличностного общения, ориентироваться в способах диалогического общения;

3.Содействовать повышению уверенности в себе;

4.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

с родителями.

5.Активизация процесса самопознания и самоактуализации;

6.Расширение диапазона творческих способностей.

Оборудование: бланки для диагностики, авторучки или простые карандаши, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», шляпа, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», карточки к упражнениям «Точка зрения» и тезисы, стулья, мультимедийный комплекс.

Ход семинара:

1. Вступительное слово педагога-психолога.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие как ни бьются не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».

2. «Игра-приветствие».

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий) говорит: «Здравствуйте, меня зовут Ольга, и на первую букву своего имен называет любое свое качество. Например, я обаятельная и т. д. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих.

3.Диагностика профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности пе­дагога, по В.Ф. Ряховскому).

– Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.

Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1.Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выби­вает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение вы­ступить с докладом, информацией перед родителями?

3.Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4.Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирова­ние, письменный опрос?

5.Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6.Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7.Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо слож­нее, чем с детьми?

8.Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспи­танников постоянно задает Вам вопросы?

9.Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и роди­телей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10.Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, ко­торое они забыли выполнить?

11.Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей по­мочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по воп­росу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15.Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16.Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой катего­рии относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас лю­дям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует кол­лективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в обще­нии Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что боль­шинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислу­шиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и не­обходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего ха­рактера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не соб­ственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнако­мой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается доста­точно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присмат­ривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеж­дены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в обще­нии с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего со­вета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излиш­ней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодер­жательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стреми­тесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи­тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпе­ния и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При жела­нии, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его выска­зать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых со­вершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отли­чают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стреми­тесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родите­лями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь заду­маться, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе тер­пеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

4.Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция:встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Оцените свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

5.Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (Сопровождается показом слайдовой презентации).

Цель: познакомить педагогов с правилами эффективного общения с родителями.

-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

– Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

– Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

– В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2.Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3.Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6.Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

6.Упражнение «Волшебная шляпа».

Цельразвитие умения доброжелательного общения с родителями.

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

1.Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

2.Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Педагог-психолог подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

7.Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнести фразы:

-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

-Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

– А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

– Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

8.Упражнение. «Самый трудный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия роди­телей воспитанников.

Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрица­тельные чувства.

Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые по их мнению наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.

Анализ упражнения.

1.Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы от­разили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2.Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3.Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

В конце упражнения педагог-психолог раздает памятки «Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными родителями»

9.Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.

– Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

– Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар».

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

10.Упражнение “Точка зрения”

Цель: Совершенствовать умение воспринимать ситуации межличностного общения, ориентироваться в способах диалогического общения;

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения (“за”), другой – противоположную (“против”).

Задача – склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

“Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия”;

“Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, “он еще маленький, нам его жалко “;

“Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?” – педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов;

“Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?” – ребенок на самом деле не справится.

«Педагог рекомендует родителям выпускника детского сада ( ребенок ОВЗ –с проявлениями аутизма) обучение в специализированной школе. Родители против ».

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

– Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

– Какие приемы позволяют сделать этот процесс более “гладким”.

Основной принцип – не бороться (борьба позиций приводит в тупик).

11.Релаксацияпросмотр видеоролика «Вьетнамские орхидеи мудрости»

12.Заданиеподготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы:

  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  • Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
  • Родители не обязаны всегда делать то, что им советует педагог.
  • Педагог имеет право обсуждать проблемы, касающиеся одного ребенка на общем собрании родителей.

13.Задание: «Банк идей».

Цель: обмен опытом педагогов как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным.

Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Участники пишут на листах бумаги свои идеи как сделать общение с родителями наиболее приятным и продуктивным и складывают их в «банк». После чего педагог-психолог зачитывает все предложенные варианты, и затем все вместе обсуждают значимость и актуальность предложенных идей.

14.Рефлексия. Упражнение «Бочка меда».

На столе раскладываются нарисованные ложки с каплей меда и с каплей дегтя. Педагогам предлагается выбрать и положить в бочонок ложку с каплей меда, если семинар понравился или же с каплей дегтя, если что-то не понравилось.

15.Подведение итогов.

-Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

16. Ритуал прощания – упражнение «Аплодисменты по кругу».

Литература.

1.Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

2.Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А.Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.

3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.

4.Данилина Т.Современные проблемы взаимодействия дошкольного учрежденияс семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.

5.Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

6. «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь