Знакомство детей старшего дошкольного возраста с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом

0
84

Богуш Елена Николаевна
Кобзарь Евгения Викторовна
воспитатели
МАДОУ «Росинка»
г. Ноябрьск

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.

 

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ – АБАКУСОМ
конспект непрерывной образовательной деятельности

 

Рекламное сообщение

Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.

Задачи:

  1. Обучающие задачи:
  • – Дать представление о работе на абакусе.
  • – Познакомить с назначением косточек.
  • – Учить составлять на абакусе числа в пределах первого (второго) десятка.
  1. Развивающие задачи:
  • Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
  • – Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  1. Воспитательные задачи:
  • – Воспитывать самостоятельность, активность.
  • – Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
  • – Способствовать формированию коммуникативной культуры.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычная встреча. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как много вы знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель:Сегодня мы с вами познакомимся с необычным инструментом для счета – абакусом, и научимся работать с ним. Ребята, как вы думаете, для чего людям нужно уметь считать? (ответы детей)

Я предлагаю вам поиграть в игру “Посчитай”. Дети отвечают на вопросы воспитателя: (на каждый правильный ответ выходит на слайде картинка)

  • Сколько ушей у двух кошек? (четыре)
  • Сколько дней в неделе? (семь)
  • Сколько глаз у светофора? (три)
  • Сколько пальцев на одной руке? (пять)
  • Сколько солнышек на небе? (одно)
  • Сколько лап у двух собак? (восемь)
  • Сколько пальцев на двух руках? (десять)
  • Сколько в неделе выходных дней? (два)
  • Сколько солнышек на небе ночью? (ноль)
  • Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять).
  • Сколько пальцев на руках у двух подружек? (двадцать).

Молодцы, вы все правильно посчитали. Без счета невозможно представить современный мир, а впервые человек научился считать много-много лет назад. Люди считали во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами, для составления календарей перехода животных с одного места проживания на другое, на которых охотились древние люди, и для определения времени посадки растений.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что могли использовать древние люди для счета? (ответы детей, показ слайдов).

Естественными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног, которых древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Результаты счета фиксировались с помощью узелков на веревках или зарубок на ветках деревьев и костях животных.

Воспитатель:Ребята, а на чем сегодня мы с вами можем считать? (ответы детей, если дети не справляются, можно показать слайды: счетные палочки, счеты, калькулятор).

Хотите, я вам сегодня, покажу и расскажу о новом инструменте, на котором можно легко и быстро посчитать? (ответы детей).

– Это – абакус.

Его изобрели – в Китае.

Абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами (спиц в идеале тринадцать, но мы будем использовать усеченный абакус с меньшим количеством), разделенный горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхние косточки — это пятерки (как говорили китайцы — «небесные косточки»), а под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из которых равна единице.

При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем.

– Давайте попробуем, поработать сначала большим пальцем, а потом указательным. (Дети пробуют в воздухе двигать сначала большим пальцем, потом указательным).

Чтоб прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вверх — большой, вниз — указательный,
Вместе — крабик замечательный.

(Имитация работы на абакусе в воздухе).

Прежде чем приступить к работе, мы должны правильно расположить абакус на столе: абакус кладем на расстоянии четырех пальцев от края стола и придерживаем свободной рукой (дети располагают абакус на столе).

Воспитатель: – Молодцы, но прежде, чем приступить к работе на абакусе, давайте немного отдохнем, выполняйте упражнения вместе со мной:

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. \ (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? \ (Показать на углы с поворотами туловища)
Сколько ног у воробьев? \ (Приподнимать поочередно ноги)
Сколько пальцев на руках? \ (Раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах?  \(Присесть, коснуться носков ног)
Сколько в садике скамеек? \ (Полуприседания)
Сколько в пятачке копеек? \ (Попрыгать легко или приподнимать пятки)

Воспитатель: – Отдохнули! А сейчас, давайте попробуем подвигать косточки: верхние «пятерочки», указательным пальцем, а нижние, единички, большим пальцем (дети пробуют работать на абакусе, передвигая косточки нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают – указательным, верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем). (ТРЕНАЖЕР)

Дети выполняют задание. У всех получается? Молодцы!

а сейчас мы с вами посчитаем до 9 (показ педагога);

Воспитатель: – Ребята, сейчас давайте выполним задания из физкульминутки: (дети выкладывают ответы на абакусе)

– Сколько в комнате углов?
– Сколько ног у воробья?
– Сколько пальцев на руке?

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданиями! А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали? (ответы детей). Ребята, вам понравилось работать с абакусом? Что было сложнее всего для вас? (ответы детей). А с чем вы справились легко? (ответы детей).

У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению на конец нашей встречи (если кто-то из детей выберет грустное изображение, спросить почему).

Большое спасибо за плодотворную работу, до свидания, ребята!

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь