Гендерный подход в семейном воспитании
мальчика дошкольного возраста
Королева Наталья Евгеньевна, воспитатель Старый Оскол МБДОУ ДС № 12 “Ёлочка”
Изучении проблемы гендерного воспитания мальчика в семье является одной из главных задач в воспитании. Задача любого образовательного учреждения на сегодняшний день – это воспитать из мальчиков будущих мужчин.
Психологи отмечают, что началом такого воспитания может являться четвертый год жизни. В дошкольных образовательных учреждениях проводится соответствующая работа (беседы, сюжетно-ролевые игры). Исследования показывают, что уровень психологической культуры родителей в вопросах гендерного воспитания недостаточно высокий, так как наблюдается увеличение доли матерей-одиночек, воспитывающих сыновей без поддержки мужчин. Таким семьям требуется индивидуальная помощь, консультирование в воспитании.
Младший школьный возраст – благоприятный период для решения сложной задачи формирования гендерной культуры. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации – одна из важнейших и актуальных проблем в современном мире. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков для формирования у них основ таких качествах, например, как мужественность, надежность, необходимых для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте представляет особый интерес. Она включает в себя три аспекта: когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения, эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются половые особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
- в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Базисной основой первичной социализации личности является семья как ячейка общества, необходимая для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, которая является главным условием реализации задатков и способностей человека. Воспитание ребенка происходит не только в детском саду, так и в семье, и необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей. Работа дошкольных учреждений направлена на социальное воспитание детей. Существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, то есть их интересует суть оценки. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определённые отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: “Я тобой недоволен”. Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь “проиграть” свои действия. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае.
Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям – это возраст до 6 лет. Изучая проблему семейного воспитания были составлены рекомендации для родителей в целях повышения степени эмоциональной близости в отношениях и улучшения влияния родительского контроля на нравственное развитие мальчиков.
Советы мамам:
- Не скупитесь на ласку по отношению к сыну, не бойтесь вырастить неженку или пробудить раннюю сексуальность. Наоборот: вы моделируете нормальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в основе которых любовь.
- А вот сына-подростка на колени к себе не сажайте. Это и выглядит нелепо, и опасно для парня. В его возрасте сексуальность неуправляема, и может сформироваться неверная эротическая установка.
- Не пренебрегайте мужественностью сына в любом его возрасте, разыгрывайте перед ним свою «слабость и беззащитность». Даже годовалый джентльмен способен поднести маме книгу, пододвинуть стул.
- Было бы ошибкой требовать от мальчика беспрекословного послушания и аккуратности. Мальчишки входят в этот мир, чтобы его изменить. Тут уж не до белой рубашки. Но для этого юному «революционеру» надо уметь проявлять инициативу и отстаивать свое мнение.
- Не опекайте чересчур. Пусть парень трогает горячее, носится сломя голову, семь раз отрезает и хулиганит.
- Не браните за все подряд.
- Если в доме одни женщины, отдайте мальчугана в спортивную секцию или кружок, где занятия ведет мужчина. У ребенка перед глазами должен быть тип мужского поведения, чтобы в будущем парень «не вел себя как баба».
Советы папам:
- Не стыдите маленького сына за слезы. Настоящая мужественность воспитывается иначе. Например, если вы вместе принесете с рынка картошки (три картофелины и карапуз дотащит), или вдвоем вобьете нужный гвоздь в стену, или на пару займетесь спортом.
- Не говорите на языке силы, «как мужчина с мужчиной», не применяйте физические наказания. Насилие чревато озлобленностью. А лучше пойдите с чадом на птичий рынок и купите щенка (рыбок, черепаху – все равно кого), чтобы ваш «сильный» сын ухаживал за кем-то «слабым».
- Чаще хвалите наследника.
- Кто, как не отец, должен своевременно проинформировать взрослеющего сына о том, что у женщин обоняние острее, чем у мужчин, и предложить свою помощь в организации личной гигиены.
Не мешайте парню плакать!
Чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо меньше ругать и чаще хвалить. А большинство родителей делает наоборот. Воспитать настоящего мужчину сложнее, чем вырастить настоящую женщину, Мальчики от природы более уязвимы, чем девочки. К тому же понятие мужественности за последние десятилетия сильно изменилось. Теперь нам нравится, чтобы молодой человек благоухал, щеголял не только прекрасным образованием, но и хорошим костюмом, был уверен в себе, умел ухаживать за дамой, прилично зарабатывал и при этом не считал унижением вымыть за собой тарелку.
Согласитесь, этот комплекс характеристик не вписывается в традиционное представление об истинно мужском воспитании, предполагающем четкое разделение на «мужское» и «женское». Однако в сближении обоих начал – успех взаимопонимания полов и адаптации ребенка в обществе. Хорошо, если в семье, где растет малыш, работающие родители не делят домашние обязанности, а выполняют по принципу «кто сейчас свободен». При этом мама не забывает подчеркивать авторитет отца, а папа ежедневно играет с сыном в «рыцарство»: мол, «мы с тобой – мужчины, а мама – девочка».