Соловьянова Ольга Владимировна
Димитрова Ольга Александровна
Червенко Екатерина Владимировна
воспитатели
МБДОУ детский сад №33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ
К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, так как дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:
- в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
- в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В документе «Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из направлений является развитие патриотического воспитания дошкольников. А также формирование у дошкольников чувства гордости за свою страну, патриотизма, готовности к защите интересов России и ответственности за будущее нашей Отчизны; В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», обобщен накопленный за последние десятилетия опыт, знания и традиции патриотического воспитания школьников. В ней учтена роль непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания граждан.
К.Д. Ушинский в свое время писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Воспитывать детей глубоко и преданно любящими свою страну – важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Для того, чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо с детства научить его любить место, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Основное направление патриотического воспитания – это ознакомление с родным краем, с героическим прошлым нашего народа, с великими делами отцов и дедов, память о которых надо сохранить и передать грядущим поколениям. Мы живём в Великой стране и наша задача – сделать всё, чтобы дети не только знали, умели ценить историю нашей Родины, но и стремились в будущем приумножить её славу.
Формирование положительного отношения к защитникам Родины, к Армии – одна из задач патриотического воспитания. С дошкольниками ведётся систематическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Умелое использование художественной литературы содействует глубокому осмыслению моральной сути поступков воинов, они оцениваются детьми, как героические.
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, Митяева А.
Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Одной из самых любимых книг о ВОВ старших дошкольников является повесть Юрия Яковлева «Как Серёжа на войну ходил». Это трогательная и правдивая сказка, связывающая две эпохи – мирную современность и военное время. Книгу иллюстрировал известный художник Светозар Остров.
Поэзия о Великой Отечественной войне является важной составляющей патриотического воспитания. Она рассказывает о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе с врагом – являются высокохудожественным средством воспитания.
В нашем педагогическом коллективе особое внимание уделяется истории военных лет нашего края. Мы много рассказываем детям. Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников. Рассказы о родном городе Старый Оскол – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь используются стихи Л. Пичиневской «Самый красивый город Старый Оскол», Е. Сыроватского «Старый Оскол», Б. Шамраева «Старый Оскол. Гимн городу» и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал. Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты видят дети в героях литературных произведений.
Отмечая День Победы, мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной Войны. К сожалению, их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Их рассказы дети слушают с ещё большим интересом и волнением. Особенно запоминающимися для гостей становятся вечера поэзии, где старшие дошкольники читают стихотворения о героях Великой Отечественной войны. Такие вечера объединяют и взрослых, и детей в едином стремлении отдать дань уважения воинам.
Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что у наших воспитанников заложены основы нравственно-патриотических чувств. Они с признательностью чтят память тех, кто оставил им в наследство мирное небо, гордятся теми, кто своим трудом укрепляет мощь нашей Родины, охраняет её рубежи.
Список используемой литературы
- Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» [текст]: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ,2013. – С.135–140.
- Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» [текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинская. –М.: ТЦ Сфера,2009- С.90–98.
- Рыбалкова И.К. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» [текст]: //Дошкольное воспитание -2003- № 6. — С.45–55.