Развитие интеллектуальный способностей детей
Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Этот труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Перед нами стоит задача чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет нам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В своей работе по обучению детей математике я использую такие методы и приемы, которые позволяют обеспечивать ООД.
Для того чтобы поддержать интерес к обучению, я использую игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры:
·Это сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов из жизни, сказочных персонажей);
·Сенсорная привлекательность материала, с которыми дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры);
·Предлагаемые, игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не поиск ошибок друг друга;
·Стремлюсь оценивать работу ребенка только положительной оценкой, подкрепляющей стремление ребенка что-то сделать или узнать.
Учитывая такую особенность мышления детей дошкольного возраста как образность, я широко использую в своей работе рисунки-схемы, графические рисунки, планы, позволяющие ребенку представить себе происходящее, развивая его воображение.
Так как, основной вид деятельности детей – это игра, я широко использую игры. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, направлений; каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных представлений детей). В своей работе я стараюсь, чтобы ООД была составлена из дидактических игр и игровых упражнений, т.е. проходило в игровой форме.
Одной из ведущих видов игр, которую я использую в ООД является игра-путешествие.
Игры-путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Например, в игре-ООД «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок», я объяснила сказочным сюжетом ряд проблемных ситуаций, решения задач, различных заданий на сообразительность.
Вовлекая детей в увлекательную историю и переживания с героями все их необыкновенные приключения мы решаем целый ряд сложных математических задач, учимся рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
В своем ООД-путешествии «В поисках клада» я учила детей ориентироваться по плану-схеме; План-схема был составлен на основе клеточек; дети отсчитывали клеточки и находили различные изображения предметов, найдя которые нужно было выполнить определенное задание. Например – решить задачу; определить величину предметов, ориентироваться во времени, поделить целое на равные части; здесь дети в увлекательной форме выполняли задания.
Также в своей деятельности я применяю различные игры-загадки, игровые упражнения. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют догадку, они ищут правильное решение. Обычно к детям приходит какой-либо герой из сказки, знакомый им, и они помогают ему найти решение, например к детям пришел Гном из сказки «Белоснежка и семь гномов». Гном хочет подружиться с детьми, поиграть, многое узнать. Он спрашивает у детей, почему надо дружить с математикой? В процессе ООД Гном с детьми решают различные задачи, отгадывают загадки: Гном играет с детьми в игры: «Предметы и цифры» (на определение количества предметов); «Заселим домик» (где дети заселяют домики-схемы цифрами); «Кто внимательный» (здесь дети определяют направление, направо, налево; учатся ориентироваться в пространстве).
Еще в ООД я охотно применяю задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Дети очень любят их и активно ищут решение, им интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. В этих задачах дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящею в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении таких задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к обучению, смекалку и сообразительность. Например, это такие логические задачи и упражнения:
1)Задачи на нахождение пропущенной фигуры;
2)Продолжение ряда фигур;
3)Поиск знаков, чисел (пропущенных);
4)Чем отличается одна картинка от другой;
5)Нахождение двух одинаковых предметов;
6)Поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
Загадки математического содержания:
Здесь анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения;
Например:
1)Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
2)В году у дедушки четыре имени. Кто это?
3)Много рук, а нога одна?
Задачи-шутки: – Это задачи с математическим смыслом:
1)Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей?
2)Знаешь ли ты почему у слонов круглые ноги?
3)Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
4)Сколько орехов в пустом стакане?
5)В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме дедушка и моль?
Занимательные вопросы, задачи, загадки я использую в ходе ООД с целью уточнения, конкретизации знаний детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.
Так, методически правильно подобранный использованный занимательный материал способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математике, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.