Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Гончаренко Марина Витальевна
Келлер Наталья Ивановна
воспитатели
ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина
с. Савруха СП «Детский сад Пчёлка»
с. Савруха
ОСЕНЬ
конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной школе группе (рисование вилкой)
Область: «Художественно эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Цель: Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом.
Задачи:
– продолжать знакомить детей с приемами рисования вилкой;
– развивать образное восприятие красоты природы и способность ее передачи в рисунке с помощью цвета, формы, композиции;
– формировать у детей уверенность в себе и в своих возможностях;
– воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при работе с гуашью и вилкой.
Материалы: гуашь, пластиковые вилки, альбомный лист, салфетки, стаканчики- непроливайки. Мнемотаблица «Осень»
Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Осенняя песня»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная
Физкультминутка «Осенние листочки».
Продуктивная
Нетрадиционное рисование вилкой по теме «Осень».
Коммуникативная
Беседа об осени.
Музыкально-художественная
Рисование под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».
Чтение художественной литературы (восприятие)
Чтение отрывка Г. Скребицкого «Осень».
Логика образовательной деятельности
1 Орг. момент.
Давайте улыбнёмся гостям. А теперь маленькую частичку своей радости подарим гостям. (дети дуют в ладошки, и садятся на осеннюю полянку).
– А какое сейчас время года? (осень)
Да, за окном у нас осень.
– А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Чтение отрывка рассказа Г. Скребицкого «Осень».
Послушайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Осень»
«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный.
Весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца. Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи. Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, кого одела в желтый наряд, кого – в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»
Так осень описал писатель.
Слушают отрывок из рассказа. Умеют слушать внимательно.
- Беседа.
Какими красками разукрасила деревья Художница осень?
В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад, про такую осень говорят – золотая, пышная. А в ноябре листвы на деревьях почти нет, идут частые холодные дожди, наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.
А сейчас какая осень на улице? (ранняя)
Правильно, сейчас первый месяц осени сентябрь.
Дети отвечают на вопросы воспитателя, используя в речи слова: золотая осень, ранняя осень, поздняя осень. Называют краски осени (пурпурный, красный, теплый, багряный). Знают осенние месяцы.
Называют «Раннюю осень», «Золотую осень», «Позднюю осень» в какие месяцы она бывает.
- Составление рассказа по мнемотаблице «Осень».
Отвечают на вопрос воспитателя, умеют составлять рассказ по мнемотаблице «Осень».
- Физкультминутка под музыку И. Штрауса «Вальс»
Игра «Осенние листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю снова сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Дети выполняют движения, активно и увлеченно участвуют в динамической паузе. Владеют способами мышечного расслабления.
(дети садятся за столы)
6.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».
1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба,
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем.
Согласовывают речь с движением.
Загибаем пальцы поочередно. Согласовывают речь с движением.
- Творческая работа.
Воспитатель предлагает нарисовать осень нетрадиционным способом.
Тихо звучит спокойная музыка, дети рисуют на тему «Осень» нетрадиционным способом (вилками).
8.Рефлексия
Дети по очереди рассказывают о своих рисунках.
А потом предлагается выбрать красный или зеленый смайлик. (Красный грустный смайлик – с затруднялись с заданиями, зеленый веселый – справились с заданиями)