Воронова Ирина Владимировна
Кузенкова Ирина Борисовна
Лихошерстова Людмила Петровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленушка»
г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»
ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ
Программное содержание:
- Уточнить знание детьми времен года, времени года, которое за окном, и примет весны.
- Познакомить детей с некоторыми первоцветами: подснежником, фиалкой, мать-и-мачехой, медуницей, ландышем.
- Формировать умения детей использовать мнемотаблицы для составления описательного рассказа.
- Стимулировать детей использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца – главной приметы весны.
- Развивать творческое воображение детей с помощью игры В. Воскобовича «Шнур-затейник»: помочь детям представить дощечку со шнурком в виде весеннего ручейка.
- При помощи дыхательной гимнастики развивать речевое дыхание.
- Воспитывать в детях желание помочь ручейку пробиться сквозь снег и добраться до речки, помочь земле напиться, воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
- Использовать музыкально-театрализованную деятельность для воспитания эстетических чувств малышей.
Развивающая среда: мнемотаблицы, подносы с крупой, игра В. Воскобовича «Шнур-затейник» на каждого ребенка, таз с водой и кораблик из ореховой скорлупки, презентация «Весенние цветы».
Ход образовательной деятельности
Звучит фонограмма.
– Дети, какое сейчас время года? (Весна).
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна!
– Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется «Веснянка». В этой стране солнце ласково смеется, снег становится тяжелым, темным, сугробы тают, звонко бежит ручей. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте повторим правила поведения в лесу.
Дети. Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
– Правила повторили, значит, пора в путь.
Физминутка «Весна пришла»
Раз, два, три четыре, пять – Будем мы весну встречать |
Шагать на месте |
Весна-красна, иди скорей – Землю солнцем обогрей! |
Хлопать в ладоши |
Пусть тает снег, | Поставить руки перед грудью, а затем волнообразными движениями развести их в стороны |
Исчезнет лед | Поставить руки перед грудью, а затем развести их в стороны |
А птичка песенку споет | Помахать руками, как крыльями. Дети произносят: «ти-ти-ти», «ти-ти-ти» |
Скорей набухнут почки, | Сжать кулаки и поднять руки вверх |
И вырастут листочки. | Разжать кулаки, пальцы в ладонях при этом не разъединять, изображая листья |
– Вот, мы и в лесу на полянке. На ней растут первые весенние цветы.
Презентация «Весенние цветы» (Подснежник, медуница, фиалка, ландыш, мать-и-мачеха)
Обсуждаем с ребенком каждый цветочек, пытаемся запомнить их названия.
Подснежник, это первое растение, которое появляется из – под снега, отсюда и его название.
Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки. Это расцвели цветки мать-и-мачехи. Свое название цветок получил за свои необычные листья. Нижняя часть листа – мягкая, теплая. Словно приласкала тебя мамочка. А верхняя – гладкая, холодная, словно злая мачеха Золушки.
Медуница – растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато-красными, потом фиолетово-синими. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром.
Фиалка – красивое, небольшое растение с приятным запахом.
Зимние морозы солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка на полянке встала.
К солнцу синий венчик тянется упрямо.
Первую фиалку я сорву для мамы. В. Пасналеева
А это – ландыш, про него говорят: «Белые горошки на зелёной ножке». Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После цветения образуются оранжево-красные несъедобные ягоды.
Подснежник, медуница, фиалка, ландыш, мать-и-мачеха – это первые цветы, которые появляются первыми. За это их прозвали – первоцветами.
Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»
Раньше всех подснежник среди леса вырастает
На проталинках, пригорках, где снежок быстрее тает.
Мать-и-мачехи цветочки на полянках пробиваются,
Словно маленькие солнышки, всем ребятам улыбаются.
Как горошинки резные на высокой ножке,
Ландыши цветут лесные прямо у дорожки.
Розовеет медуница под молодыми елками,
Сладким делится нектаром с маленькими пчелками.
Хрупкая фиалка на полянке появляется.
По земле весна идет, и природа просыпается.
Дыхательная гимнастика «Цветок»
Ребята, вы чувствуете, каким ароматом наполнилась наша весенняя поляна. Давайте вдохнем этот аромат. Делается вдох через нос, при выдохе произносим «а-а-а-а» — как вкусно пахнут цветы.
Друзья, из каких частей состоит цветок? (корень, стебель, листья и цветок). Корень кормит все растение – им цветок «пьет» из земли воду. Цветы не только красивы. Они кормят и прячут от непогоды бабочек и жуков.
– Что нужно, чтобы зацвели цветочки? (вода, тепло, солнышко)
– Ребята, а на что похоже солнышко по цвету? По форме?
Давайте позовем его.
Дети: Солнышко красное,
Гори, гори ясное!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети.
В море рыбкой поплыви
Нашу землю оживи!
Всех на свете детушек
Обогрей, оздорови!
Воспитатель выставляет солнышко на ковролин.
– А можно сказать, что солнышко похоже на цветок? Чем оно похоже на цветок? А какое оно, солнышко? Можно сказать, что оно лучистое? Почему? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у вас будет еще светлее.
Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко.
– Какие замечательные солнышки у нас получились! Давайте для наших солнышек споем!
Исполняется хоровод «Весна» (муз. и сл. Л. Самохваловой)
Весной так хочется погулять, подставить свое лицо солнышку (движения выполняются вместе с детьми), потянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить к лицу и ощутить тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.
Психогимнастика «Солнышко»
Ребята, что происходит со снегом весной на крышах домов? (Ответы детей). Воспитатель выставляет картинку с изображением сосулек.
Ребятки, послушайте, какая музыка звучит сейчас (металлофон, капель). На что похожа эта музыка?
Что происходит со снегом на полях и лугах? (Ответы детей). От таяния снега образуются ручейки (выставляет на ковролине картину с ручейком). Далее педагог предлагает детям присесть, взять дощечки со шнурком и послушать историю про ручеек (звучит музыка).
Жил-был маленький ручеек. Он был очень любопытным и решил отправиться в путешествие. Сначала он начал двигаться по прямой дорожке вверх. На его пути встретилась кочка. Тогда он нырнул под кочку и побежал вниз, а затем вынырнул из-под нее, обогнул большой камень, лежащий на его пути и побежал дальше по прямой дорожке. Так маленький ручеек добежал до глубокой речки. (Показывает).
Звучит музыка дождя.
Что это за звуки? (Ответы детей).
Весной на улице потеплело и дождик просится погулять. Поэтому звучит музыка дождя. Давайте попросим дождик выйти.
Зазывалка:
Дождик, дождик, длинноножка!
Погуляй со мной немножко! (2 раза).
Игра «Дождик».
Дети берутся за руки, в центр выходит ребенок в шапочке дождя.
Дождик по двору гулял
И ребяток напугал:
Кап, кап, кап да кап –
Разбегайтесь по домам.
(Дети убегают на свои места).
Какие славные ребята, как хорошо вы играли, гуляли, многое узнали. (Педагог вывешивает картинку с дождиком).
Давайте по таблице вспомним, что бывает весной на улице. (Дети рассказывают, используя мнемотаблицу). Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает спеть песенку о весне.
Песня о весне