ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
452

Коровенко Наталья Владимировна
Момот Любовь Васильевна
воспитатели
Коротких Светлана Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Секция 6.«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и в становлении личности ребенка»

У каждого народа существуют традиции, передающиеся веками. Слово «традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Принадлежность человека к семейным традициям позволяет ему смотреть на свою жизнь с точки зрения истории своего народа и рода, семейных ценностей. Ничто так не сплачивает семью, как традиции.

Ценность – понятие, используемое для обозначения идеалов для отдельного человека или совокупности людей. Ценность отражает значимость какого – либо явления или предмета. Ценность не выступает отдельно сама по себе, а выстраивается в определенную систему ценностей. Именно сформировавшаяся система ценностей и определяет характер и содержание всей жизни человека и общества.  Ценность лежит в основе поведения человека, в основе его поступков, в основе его жизненного выбора. Смысл семейных традиций состоит в передаче семейных ценностей православной культуры. Но семейные традиции не могут осуществляться, если нет общности между родителями и детьми.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. У детей с самого раннего детства, в сензитивный период, когда еще ребенок так чувствителен и принимает все на веру, следует начинать формировать общечеловеческие ценности, а именно: послушание, любовь и уважение к своим близким, ответственность за свои поступки, чувство патриотизма.

материалы в печатный сборник 

Наше дошкольное образовательное учреждение осуществляет приоритетное направление – духовно-нравственное воспитание, формирование основ православной культуры, и многие родители ведут детей в наш детский сад, сознательно выбирая духовный путь воспитания детей, понимая, что только духовно – нравственное воспитание детей поможет возродить отечественные традиции семейного воспитания.

Образовательная деятельность ведется по трем направлениям: взаимодействие с родителями, просветительская работа с педагогами в рамках деятельности со Старооскольской епархией, совместная деятельность педагогов и детей.

В детском саду организован домовой храм, где 2 раза в месяц для всех детей, кроме детей ясельного возраста, проходят богослужения и причащение детей Святых Христовых тайн. Эту миссию осуществляет наш духовный наставник – протоирей Максим Горожанкин.

Мероприятия, проводимые образовательным учреждением в данном направлении, способствуют воспитанию у детей бережного и внимательного отношения к старшему поколению, воспитанию нравственных начал, уважительного отношения к старшему поколению (День пожилого человека), к самому родному человеку на земле – маме (День Матери). Ко Дню матери во многих группах детского сада проходят тематические выставки, конкурсы, чаепития и развлечения, посвященные мамам, на которых дети с радостью и с детской трогательностью читают мамам стихи, поют и танцуют для растроганных мам, дарят им сделанные своими руками открытки. Проведение таких мероприятий помогает подчеркнуть семейные традиции: уважение и любовь к матери, бабушке.

Традиции празднования календарных православных праздников в детском саду становятся и семейными традициями. Это и празднование «Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», «Жены – мироносицы», «День памяти благоверного князя Александра Невского», «Казанской иконы Божьей Матери», «Рождества Христова», «Крещения Господня», «Светлой Пасхи», «Троицы». Проникнуться атмосферой православных праздников, почувствовать общность празднования православных праздников помогает участие родителей в совместных с детьми постановках, спектаклях.

В нашем детском саду стало традицией проводить конкурс чтецов среди воспитанников старших групп «Художественное чтение произведений о родном крае», приуроченному к годовщине образования г. Старый Оскол. Мероприятие проводится с целью воспитания любви к родной земле, к красоте и богатству Старооскольской земли, уважения к людям, живущим и трудящимся на Старооскольской земле.

В процессе семейного воспитания у ребенка складываются определенные традиции, характерные для той семьи, в которой растет ребенок. В семьях, дети которых посещают наш детский сад, существуют традиции совместной трудовой деятельности. Это и участие в ежегодных акциях «Построим кормушку», в результате которых получается продукт, сделанный совместно родителями и детьми; и ежегодные акции «Обустроим групповую площадку»; и участие в различных тематических выставках («Рождественский подарок», «Пасха в гости к нам пришла»).

Приобщение семей к православной культуре является важным звеном в воспитании у детей таких чувств, как доброта, сострадание, чуткое и уважительное отношение к старшим.

Образовательная деятельность и мероприятия, проводимые по формированию духовно-нравственных ценностей в семье, сплачивают членов семьи, формируют общие интересы, любовь и уважение друг к другу.

Становится все более очевидным, что в системе образования главным становится не столько передача знаний, сколько обеспечение условий для передачи детям традиционной системы ценностей, поскольку это является основой для стабильного развития общества.

Во все времена традиционные семейные ценности и традиции были и остаются оплотом государственности и сильной державы. Семья – основа настоящего и будущего России. Все мы прекрасно понимаем, что нравственно здоровая и духовно крепкая семья и есть основа полноценного общества. Какой быть России, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей.

Список литературы:

1.Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 753-755.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь