Тарасенко Евгения Сергеевна
старший воспитатель
Капранова Юлия Александровна
Резниченко Татьяна Эдуардовна
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 106»
Новокузнецкий городской округ
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
Проектная деятельность как форма работы с семьёй в вопросе воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
(Проект «Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу»)
Секция – 4.«Как вырастить патриота»
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
В.А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».
Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Важной составной частью работы нашей дошкольного учреждения является формирование у дошкольников гражданских чувств, накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему городу, где он родился, чувство восхищения людьми, которые могли выстоять и победить во время Великой Отечественной Войны – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте образы воспитания очень ярки и сильны. Как отмечают ученые-исследователи, по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день, однако воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения почти невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников.
Но как привить патриотизм детям в наше непростое время: время внешне кажущегося благополучия и комфорта? Всё дальше от нас отдаляются исторические события нашей Родины, связанные с Великой Отечественной войной. Современное поколение живёт в мире радости и покоя, но мы не должны забывать те события, которые произошли в нашей стране. Наша задача, передать знания подрастающему поколению, рассказать детям о том вкладе, который внесли наши прадеды, приближая Великой праздник День Победы. Многие современные родители не рассказывают детям о значении праздника, о героях, о днях минувшей войны, хотя каждую семью коснулась беда той войны. Эта тема очень тяжёлая для восприятия детьми…
Таким образом, было принято решение разработать проект «Новокузнецк (Сталинск). Вклад в Победу.», который направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Мы считаем проектный метод наиболее эффективным в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам: и родителям, и детям, и педагогам не только принять участие в совместной поисковой и продуктивной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов и родителей в процессе совместной деятельности, формированию чувства гордости за несомненный подвиг прадедов и сопричастности историческим событиям, происходящих в нашем городе во время Великой Отечественной Войны.
Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм – важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна, потому что в силу последних перемен, смены поколений, все более заметной стала утрата нашим обществом патриотического сознания. В наше время наблюдается низкая социальная активность у детей и молодежи. Очень часто интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, компьютерным играм, мультфильмам и фильмам сомнительного содержания и меньше интереса к истории и традициям своего народа. Всё меньше остается непосредственных участников тех великих исторических событий, которые могли бы рассказать детям о войне, о тяжестях военного времени. Наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
При использовании проектного метода работы с детьми, родители привлекаются к исследовательской и продуктивной деятельности, так как семья является первым институтом развития ребенка. Именно семья закладывает основы развития патриотизма у ребенка. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Поэтому необходимой частью работы по патриотическому воспитанию является тесное взаимодействие педагогов и родителей.
Работа над проектом предполагает формирование у воспитанников патриотического сознания, через знакомство с героическим наследием города Новокузнецка и своей семьи как части малой Родины.