Пустоварова Ирина Геннадьевна
Джафарова Натаван Алиевна
Чуркина Галина Николаевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС № 22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа
ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА ПУШКИНСКИХ СКАЗОК
квест-игра
Цель: приобщение к музыкальному искусству через взаимодействие педагогов, детей и родителей посредством знакомства со сказками А.С. Пушкина
Задачи:
- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям А. С. Пушкина;
- приобщать детей музыкальному искусству посредством слушания классической музыки и установления взаимосвязи с другими видами искусств;
- развивать интерес к познанию нового;
- через синтез искусств и художественных видов деятельности формировать у детей основы эстетической культуры, духовности и художественного творчества.
Предварительная работа: познакомить со сказками А. С. Пушкина; провести беседы, обсуждения, пересказы; познакомить с творчеством композиторов Н. А. Римского-Корсакова и М. И. Глинки; прослушать отрывки из оперы: «Сказка о царе Салтане», «Три чуда»; посмотреть мультфильм и отрывок из балета «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Правила игры: игра рассчитана на 2 команды: команда детей и команда родителей. Каждая из команд получает свой конверт с индивидуально составленным маршрутом, рассчитанным на прохождение отдельно от другой команды каждой локации. В игре присутствуют 3 локации: «Три девицы», «Царица», «Кот учёный». Направления к локациям указаны на стенках стрелками. Если все задания выполняют правильно, персонаж отдает волшебный ключ к сундуку.
1-й этап: Три девицы из «Сказки о царе Салтане»
Место локации: кабинет психолога
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
1-я девица: В своей сказке вас встречаем
Вам загадки предлагаем.
2-я девица: Коль ответ мы здесь получим
Ключ волшебный вмиг вам вручим.
3-я девица: Как ключи все соберете
То сундук вы наш найдете.
Ну а что в нем –
1-я девица: Тс….. секрет! Приготовьте ваш ответ.
Кто написал музыку к опере на сюжет «Сказки о царе Салтане»
(Ответ – русский композитор Н. А. Римский – Корсаков).
В нашей гостиной есть его портрет. Найдите его.
(Участники из предложенных портретов выбирают нужный).
2-я девица: Прослушав музыкальный фрагмент, назовите какому из трех чудес он относится.
Звучит фрагмент из оперы: тема белки «Во саду ли, в огороде».
(На экране появляются картинки: белка, лебедь, богатыри).
3-я девица: Какие музыкальные инструменты звучат в теме богатырей? (Ответ – группа медных инструментов: трубы, валторны, тубы).
1-я девица: Ключик первый получайте
Путь-дорожку продолжайте (отдает ключик).
2-й этап: Царица с зеркальцем из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Место локации: группа
Царица:
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Кто пожаловал ко мне?
К самой красивой во дворце?
На экране зеркальце:
«Любят взрослые и дети
Сказки Пушкина читать
И пришли к тебе, Царица
О твоей сказке рассказать»
Царица: Что ж посмотрим, поглядим
Коль ответят, ключ дадим.
«Закончи строку» (Царица читает отрывки, участники заканчивают)
«Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была …(царица)
«Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно…» (умело).
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет –
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
Царица: Молодцы! Тогда у меня последний вопрос. Какой композитор написал музыку к балету моей «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
(Ответ – А. Лядов)
Царица: Ключик поскорей берите,
Дальше двигаться спешите (отдает ключик).
Все команды после посещения второй локации согласно последнему заданию своего маршрута направляются в музыкальный зал
3-й этап: Кот ученый (на экране возле дуба).
Место локации: музыкальный зал
Кот учёный: Мяу! Здравствуйте. Очень рад вас видеть у себя в гостях и научить вас уму-разуму. Поделиться, так сказать, своими знаниями, да и ваши проверить. Вот мое первое задание.
«Конкурс знатоков живописи»
На экране – картина «Аленушка» В. Васнецова; «Иван-царевич на сером волке» В. Васнецова; «Царевна-лебедь» М. Врубеля.
Кот учёный: На какой картине изображен пушкинский персонаж? Из какой сказки? (ответ: «Царевна-лебедь», «Сказка о царе Салтане».)
Кот учёный: Молодцы! Вот мое второе задание.
«Найди пару»
На экране появляется картинка, например, старик, участники находят ему предмет-пару – невод.
старик – невод
белка – орешки
старуха – корыто
царевна – яблоко
Кот учёный: Спасибо вам за то, что любите и знаете сказки А.С. Пушкина.
Но чтобы получить главный ключ от моего сундука, нужно сыграть на музыкальных инструментах.
Дети исполняют в оркестре «Во саду ли, в огороде». Родители на ударных инструментах отрывок «Марш Черномора» (из сказки «Руслан и Людмила»).
А теперь получайте главный ключ и открывайте им сундук возле моего дуба.
Участники открывают сундук, в нем угощение – орешки от Белочки.