Рец Мария Ивановна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении «утреннего» и «вечернего» круга для детей дошкольного возраста
Задачи:
-познакомить педагогов со структурой проведения «утреннего» и «вечернего» круга
-актуализировать знания педагогов по теме с помощью игровых ситуаций.
Организация «Утреннего круга»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
Структура «Утреннего круга»:
Позывной для утреннего круга.
Утреннее приветствие
Новости дня
Пальчиковая гимнастика
Обмен информацией
Работа с календарем
Обсуждение
Динамическая пауза
Игра по теме недели или проекта
Планирование или календарь дел.
Пример проведения «Утреннего круга»
Позывной для утреннего круга.
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, стих недели, эстафета волшебного клубочка и д.р. Позывные можно связать с требуемой темой.
Например, (звон колокольчика с сопровождением стиха для средней, старшей и подготовительной группы)
То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!
Ежедневно, сначала педагог затем и дети проговаривают стих, к концу недели стих наизусть будет выучен, каждым ребенком.
Можно использовать, позывной например дудочку, и ежедневную речевку:
Громко дудочка поёт, Ребятишек в круг зовёт.
Тогда, стихотворение для заучивания мы прописываем в планах и учим на неделе.
Младший возраст и начало среднего на начальных этапах, звать в кружок должен персонаж используя предметы оповещения (колокольчик, бубен), для того, это нужно для того, чтобы дети запомнили , что звучит бубен, все идем в кружочек (персонаж нужен на тот случай, если детки еще не могут сами собраться в кружок).
Детей в круг зовет погремушка, можно найти погремушки в виде «цветочка», например:
Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили.
У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки,
И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.
Утреннее приветствие (1-2 мин)
Игра-приветствие, проходит в кругу (сидя на стульях или стоя). Это ежедневный ритуал, который нравится детям, каждый воспитатель организует его по-своему.
Например:
Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей, дружок.
Рука другу, рука другу,
Передаём тепло по кругу
(сжимаем ручки по цепочке)
Младший возраст, здоровается с персонажем и желает доброе утро всем, речевые приветствия подбираются в соответствии с возрастом.
Обмен новостями (2-8 мин)
Это поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. В пятницу традиционно подводить итог недели по теме. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.
Например, Дети, чем вы занимались на выходных? Что интересного увидели? Может у вас произошло что то, чем бы вы хотели поделиться?
Сейчас мы поиграем с вами, у кого мячик останавливается тот и рассказывает
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам;
У кого веселый мячик,
Тот сейчас расскажет нам.
Пальчиковая гимнастика (1-2 мин)
Республика Коми — Родная земля (вытягивают вперед прямые ладони)
Есть леса тут и озера, Горы, реки, города:
Воркута, Инта, Ухта, Сосногорск, Усинск, Печора, Емва, Микунь,
Вуктыл, Сыктывкар (загибают пальцы 10).
Я люблю тебя Республика Коми (крепко сжимают в «замок» ).
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).
Младший и средний возраст, берут пальчиковую гимнастику в соответствии с возрастом. Здесь же можно использовать и дыхательную гимнастику.
Обмен информацией (2-5 мин)
Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник)
Работа с календарем (Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода?). Вызываем помощников отметить все на календаре.
Обсуждение
Здесь, воспитатель задает тему, можно использовать Волшебный зонт с загадками о ягодах, фруктах, овощах и т.д. Какую-либо проблемную ситуацию.
Можно использовать микрофон и провести интервью уже по теме недели, например:
Интервью «Какой дом у тебя» или интервью «Моя любимая игрушка»:
- Для чего человеку нужен дом?
- Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?
- Кто убирает твои игрушки?
- Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).
- Какие добрые слова ты говоришь своим близким?
- Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?
Если нужна предварительная работа к какому либо образовательному событию, то можно здесь ее проработать.
Например: Космос
Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Как вы думаете, что такое космос? И что есть в космосе? Хотите узнать? (рассказ воспитателя)
Динамическая пауза
Любая двигательная активность – подвижная игра, физминутка, музыкальная игра, хороводная и т.д.
Игра по теме недели или проекта
Проводится любая дидактическая игра, при этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе. Либо в соответствии с занятием, которое должно быть, напримерразвитие речи или обучение грамоте:
«Солнечная София» (на ассоциативное мышление) (желающие участники: им надо назвать положительные прилагательные на первую букву своего имени, 3-4 варианта; сначала подумать и затем назвать своё имя+прилагательные; например – София+солнечная, светлая, скромная, смешная и тд.)
Младший возраст, например «Посадим овощи на грядку». Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку» или «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».
Планирование дня
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек, обозначающих действия: игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.
Заключение
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»
Заключение может быть одно и то же, а может быть каждый раз разное.
Организация «Вечернего круга»
На вечернем круге мы вспоминаем с детьми прошедший день, обсуждаем проблемные ситуации, если они возникли в течение дня.
На вечернем круге необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик).)
Здесь мы уточняем и закрепляем знания о том:
- Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
- Какая часть суток сейчас?
- Что вы делаете в это время в детском саду?
- Что делают в это время ваши близкие?
- Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
- Как выполнили свою работу?
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Например: к детям прилетает красивая птичка.
Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться
Пример проведения «Вечернего круга» на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование
Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.