«Транспорт»

Гайворонская Наталья Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад №53 г. Белгород

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год

НОМИНАЦИЯ – «Методическая мозаика»
РАЗДЕЛ – Конспекты НОД
НАЗВАНИЕ  «Транспорт»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме “Транспорт”

Задачи:       

коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме “Транспорт”; изучить понятия “наземный”, “водный”, “воздушный», “подземный” транспорт; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом;

коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук;

Рекламное сообщение   

коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде;

Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: – Здравствуйте! Ребята, давайте рассмотри с вами картинку. Что на ней изображено?

Дети: – Автобус, самолёт, троллейбус, лодка…

Логопед: – А как всё это можно назвать, одним словом?

Дети: – Транспорт.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • «Заборчик»
  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Лошадка»
  • «Индюк».
  1. Объявление темы занятия.

На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.

Логопед поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом.  Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу, и прикрепить карточки под соответствующим изображением.

  • Лодка, пароход, яхта, катер – вода.
  • Самолет, вертолёт – воздух.
  • Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.

Логопед: – Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?

Дети: – Водный.

Логопед: –  А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)?

Дети: – Воздушный.

Логопед: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)?

Дети: – Наземный.

Логопед: – Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?

Дети: – Под землёй.

Логопед: – Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.

  1. Основная часть.

Логопед: – Дети отгадайте загадки.

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином… (Автобус)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный… (Вертолёт)

Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолёт)

Это конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней! (Машина)

  • Дидактическая игра “Профессии”

Дети рассказывают по картинкам:

  • – Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).
  • – Это поезд. Поездом управляет машинист.
  • – Это машина. Машиной управляет водитель.
  • – Это корабль. Кораблём управляет капитан.
  • – Это автобус.  Автобусом управляет водитель.

Логопед: – Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Логопед: – Что помогает нам перейти дорогу?

Дети: – Светофор.

Логопед: – Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? Дети: – На красный переходить дорогу нельзя, а на зелёный можно.

  • Подвижная игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)

  • Игра «Закончи предложение»

Логопед: «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».

Ночью в гараже спят … (машины)

Их заправляют … (бензином)

В темноте машины включают … (фары)

У машин не ноги, а … (колеса)

  • Физкультминутка «Самолет»

Я построю самолёт                 (руки в стороны)

Шлем надену и в полёт          (руки на голову, руки вперед)

Сквозь волнистые туманы     (руки изображают волну)

Полечу в другие страны        (руки в стороны)

Над морями и лесами            (руки изображают волну, пальцы в стороны)

Над горами и полями             (пальцы рук вместе)

Облечу весь шар земной       (медленно поднимаем руки через стороны вверх, указываем на себя)

А потом вернусь домой

  • Дидактическая игра “Собери слово”

Логопед раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.

  • Дидактическая игра “Большой – маленький”

Логопед: – Сейчас я буду назвать вам виды транспорта (или его часть) а вы должны назвать его ласково.

Пароход – пароходик

Самолёт – самолётик

Машина – машинка

Колесо – колёсико

Вагон – вагончик

Вертолёт – вертолётик

  • Развитие мелкой моторики

Дошкольники должны аккуратно выполнить штриховку корабля.

  1. Итог.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь