Гайворонская Наталья Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ детский сад №53 г. Белгород
ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
НОМИНАЦИЯ – «Методическая мозаика»
РАЗДЕЛ – Конспекты НОД
НАЗВАНИЕ «Транспорт»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме “Транспорт”
Задачи:
– коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме “Транспорт”; изучить понятия “наземный”, “водный”, “воздушный», “подземный” транспорт; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом;
– коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук;
– коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде;
Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: – Здравствуйте! Ребята, давайте рассмотри с вами картинку. Что на ней изображено?
Дети: – Автобус, самолёт, троллейбус, лодка…
Логопед: – А как всё это можно назвать, одним словом?
Дети: – Транспорт.
- Артикуляционная гимнастика.
- «Заборчик»
- «Чашечка»
- «Грибок»
- «Лошадка»
- «Индюк».
- Объявление темы занятия.
На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.
Логопед поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу, и прикрепить карточки под соответствующим изображением.
- Лодка, пароход, яхта, катер – вода.
- Самолет, вертолёт – воздух.
- Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.
Логопед: – Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?
Дети: – Водный.
Логопед: – А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)?
Дети: – Воздушный.
Логопед: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)?
Дети: – Наземный.
Логопед: – Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?
Дети: – Под землёй.
Логопед: – Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.
- Основная часть.
Логопед: – Дети отгадайте загадки.
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином… (Автобус)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный… (Вертолёт)
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолёт)
Это конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней! (Машина)
- Дидактическая игра “Профессии”
Дети рассказывают по картинкам:
- – Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).
- – Это поезд. Поездом управляет машинист.
- – Это машина. Машиной управляет водитель.
- – Это корабль. Кораблём управляет капитан.
- – Это автобус. Автобусом управляет водитель.
Логопед: – Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Логопед: – Что помогает нам перейти дорогу?
Дети: – Светофор.
Логопед: – Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? Дети: – На красный переходить дорогу нельзя, а на зелёный можно.
- Подвижная игра «Зеленый, желтый, красный»
Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)
- Игра «Закончи предложение»
Логопед: «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».
Ночью в гараже спят … (машины)
Их заправляют … (бензином)
В темноте машины включают … (фары)
У машин не ноги, а … (колеса)
- Физкультминутка «Самолет»
Я построю самолёт (руки в стороны)
Шлем надену и в полёт (руки на голову, руки вперед)
Сквозь волнистые туманы (руки изображают волну)
Полечу в другие страны (руки в стороны)
Над морями и лесами (руки изображают волну, пальцы в стороны)
Над горами и полями (пальцы рук вместе)
Облечу весь шар земной (медленно поднимаем руки через стороны вверх, указываем на себя)
А потом вернусь домой
- Дидактическая игра “Собери слово”
Логопед раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.
- Дидактическая игра “Большой – маленький”
Логопед: – Сейчас я буду назвать вам виды транспорта (или его часть) а вы должны назвать его ласково.
Пароход – пароходик
Самолёт – самолётик
Машина – машинка
Колесо – колёсико
Вагон – вагончик
Вертолёт – вертолётик
- Развитие мелкой моторики
Дошкольники должны аккуратно выполнить штриховку корабля.
- Итог.