Бардакова Татьяна Анатольевна
старший воспитатель
Федюшина Марина Владимировна
Попова Ирина Евгеньевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад п. Томаровка
Яковлевского городского округа»
СНЕГ
непосредственно образовательная деятельность
для детей 5-6 лет
Программное содержание:
- Закреплять представления детей о снеге.
- Развивать художественно эстетические способности дошкольников через виды продуктивной деятельности.
- Продолжать развивать технические навыки обрывной аппликации и показать ее изобразительно-выразительные возможности.
- Развивать чувства цвета и композиции.
- Воспитывать интерес к художественному творчеству, любовь к природе.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», «Четыре времени года. Зима» Н. Гладков. Заучивание и чтение стихов и песен о зиме. Рассматривание репродукций, иллюстраций о зиме в познавательной литературе о природе и сказках. Рисование зимы. Наблюдения в природе.
В день проведения НОД, утром в группе на доску, вывешиваются иллюстрации о зиме, дети рассматривают их, обсуждают. На доске же находится «зимний пейзаж» на ватмане, на котором изображена лесная поляна, но без снега – кое-где кустики и 2-3 маленькие елочки, под одной из них прячется зайчонок. В уголке самостоятельной художественной деятельности дети видят подносы с бумагой, кисточками, салфетками, на окне появились вырезанки снежинок, играет тихая музыка (звуки природы). У бабушки Агафьи, в уголке народного творчества и народных традиций, в руках появилась сказочная корзиночка, украшенная снежинками, бисером.
Дети заинтригованы, они делятся друг с другом своими наблюдениями и наконец, начинают задавать вопросы воспитателю.
Ход НОД:
Воспитатель. Думаю, нам поможет все узнать бабушка Агафья. Если вам интересно, то давайте у нее и спросим!
Дети. Да — да, спросим!
Воспитатель достает из заснеженной корзиночки снежинки, на которых написаны загадки, а на самой красивой – послание «Отгадаете загадки — узнаете дальше».
Бабушка Агафья (кукла «оживает» и ведет диалог с детьми).
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло. (Лед)
Он вошел — никто не видел,
Он сказал — никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
Воспитатель. О каком времени года говорят нам эти загадки?
Ответы детей.
Воспитатель. Почему снег бывает зимой?
Ответы детей.
Воспитатель. А кто знает, из чего состоит снег?
Дети – вода, льдинки, пар, снежинки!
Воспитатель. Из снежинок! Белый цвет снега возникает благодаря заключённому в снежинке воздуху. Снежинки состоят на 95 % из воздуха. Падая на землю, они как бы образуют теплое одеяло. Поэтому и говорят – снег греет землю, озимую пшеницу, покрывая берлогу медведя или логово любого дикого зверя, снег как бы утепляет жилье дикого животного.
Посмотрите на нашу зимнюю картину (ватман с зимним пейзажем на доске) чего не хватает в нашем зимнем пейзаже?
Дети. Снега!
В это время слышится шорох за дверью. Что это?
Дети и воспитатель идут к дверям и видят, как съежившись, сидят зайчонок и лисенок. Взяв на руки лесных малышей, воспитатель спрашивает у них, почему они такие замершие и напуганные.
Лисенок. Мы прибежали к вам из леса. Снега нет, и мы очень мерзнем в наших норках.
Зайчонок. И мы, зайцы, не можем спрятаться
Воспитатель. Кто хочет помочь лесным жителям, молодым елочкам, укрыв их снежным одеялом? Как можно помочь?
Воспитатель подводит детей к выводу, что можно сделать снег способом обрыва. Приглашает за рабочие места. Показывает как просто и легко сделать снег, чтобы получился легкий и пушистый.
Звучит музыка природы «Зимняя метель». Вбегает Пурга и Вьюга, кружат по группе.
Пурга и Вьюга. Не дадим снегу упасть на вашу полянку. Все сдуем, пусть все замерзнет, и вас мы тоже заморозим.
Бабушка Агафья. Подождите. Подождите, вижу, ваши глазки, покрылись инеем от мороза.
Пурга и Вьюга. Ой! Ой! Наши веки слиплись от мороза!
Воспитатель. Так давайте быстрее начнем гимнастику, чтобы ваши глазки открылись!
Открываем глазки раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель. Ну а теперь примемся за работу. (Вьюга и Пурга стоят с удивленными глазами). А вы, дорогие наши лесные гостьи садитесь рядом и помогайте ребятам. Вам лучше творить добрые дела, замести дорожки, и нанести сугробы в лесных чащах и на полянках. Зайчонка и лисенка усадили рядом с ребятами.
Показ воспитателем – обрыв от основного листа частички бумаги размером 0,5-0,7мм, наклеивание «снега» на предварительный мазок кистью с клеем на основу пейзажа, постепенно, накладывая, кусочки бумаги друг на друга, закрывая, землю на поляне и голые ветки деревьев. Распределяем с детьми фронт работы и начинаем работать с помощью кисти, клея и рук.
Готовую работу вывешиваем на доску, звучит музыка П. И. Чайковского «Четыре времени года – Зима».
Воспитатель. Какая у нас получилась красивая картина, ребята, что мы про нее можем сказать.
Дети. Настоящий зимний пейзаж (дети анализируют свои работы). Мы старались. Некоторые «комочки» больше, а Сашины меньше. Теперь в лесу никто не замерзнет, деревья не погибнут.
Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята. Кому вы сегодня помогли?
Дети рассказывают, как помогли зайчонку, лисенку, вьюге, пурге.
Воспитатель. Вы очень старались и помогли нашей поляне и ее жителям.
Бабушка Агафья. А в корзиночке остались еще снежинки, они волшебные, хотите узнать почему? Для этого надо разделиться на 3 команды и выбрать капитанов (дети делятся на 3 команды, выбирают капитанов).
Раздает каждому капитану команды по снежинке. Зачитывает на них пословицы и поговорки о зиме!
Зима — не лето, – в шубу одето.
Зима лодыря морозит.
Зима — хранительница полей.
Каждая команда обсуждает смысл пословиц, затем капитаны представляют их смысл.
Бабушка Агафья. Ребята, вы молодцы. Вы знаете, что:
* Снег бывает зимой, поздней осенью, ранней весной.
* Он белый, пушистый, холодный.
* Покрывая землю, деревья, кусты, снег «согревает» растения от вымерзания.
* Помогает лесным жителям пережить зиму в теплых норах.
* Снег приносит детям радость — играем в снежки, лепим снежную бабу, строим городки, снежные горки.
Бабушка Агафья. А что еще вы знаете?
Ответы детей.
Пурга и Вьюга. Нам так понравилось быть у вас в гостях. Очень хочется поиграть еще, услышать стихи о зиме, поводить зимние хороводы.
Воспитатель. Что же с вами делать?
Дети начинают предлагать варианты сюрприза для Пурги и Вьюги, и останавливаются на исполнении хороводной песни «Вьюга белая метет» слова Е. Волгина, музыка А. Филиппенко, чтении любимых стихов.
Все благодарят детей, прощаются и уходят.