Роль моделирования в развитии у старших дошкольников

0
337

Рец Мария Ивановна

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»

Г.Шебекино Белгородской области

Рассмотрим роль моделирования в развитии у старших дошкольников представлений о величине предметов. Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование является методом и способом наглядного представления информации о величине предметов реального мира. Для работы с детьми дошкольного возраста применяются следующие виды моделей:

– предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязи, устройства и т.д. В нашем случае, это величина предмета;

материалы в печатный сборник 

– предметно-схематические модели. В данном виде моделей представлены главные признаки, связи в виде предметов-макетов;

– графические модели с помощью которых передают обобщенно признаки, связи и отношения явлений (цепочки, символы, графики, схемы, лабиринты и т.д.).

Моделирование используется в дидактической игре «Палочки Кюизинера» – это комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Упражнения с применением палочек Кюизинера могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач, например, упражнения на счет и упражнения на определение величины предмета. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь, которая проявляется в наличие общих и постепенно усложняющихся элементов, способов действия, результатов, а также сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

В процессе выполнения заданий с палочками Кюизинера руководствуются инструкцией, которая содержит пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.

В моделировании результативными для развития преставлений о величине предметов считается применение метода сравнительного описания предмета (метод составления описательного рассказа) и метода наглядного моделирования предмета.

При использовании метода наглядного моделирования дошкольники знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве элементов модели применяются символы разнообразного характера: силуэты, контуры, пиктограммы, геометрические фигуры и т.д.

Моделирование реализуется поэтапно: вначале – дети воспринимают предметы по величине: маленький, средний, большой., средний, затем используются игры на составление загадки-отгадки, картинки, предмета и его свойств, например, нарисовать большой дом. Далее применяются наглядные модели, например, предлагается посадить деревья от самого большого, до самого маленького или сравнить модель машины с реальной машиной. Следующим этапом в моделировании является самостоятельное обобщение, схематизация, заключение.

Таким образом, развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:

– применении проблемно-игровых ситуации математической направленности связанных с развитием представлений о величине предметов;

– использовании средств измерения величины предметов и знание алгоритма их применения;

– развитии исследовательских умений, в экспериментальной деятельности.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь