НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Апатенко Наталья Николаевна
Коротенко Елена Валериевна
Агеева Галина Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 5 «Незабудка»
Старооскольского городского округа

 

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

 

Аннотация.  В статье исследуется проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, формирования его гражданской позиции в современных условиях.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, маленький гражданин, социальная позиция, общечеловеческие ценности.

Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Рекламное сообщение

  В условиях реформирования системы дошкольного воспитания, все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоения национальных традиций и социокультурных норм.

  Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции,воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

  Организация гражданско-патриотического воспитания является актуальной проблемой современного российского образования, и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

  На примере героев Великой Отечественной войны расширяем представления о защитниках Отечества, воспитываем уважение к мужеству русских солдат, формируем у детей образ героя, защитника своего государства, прививаем любовь к Отечеству.

  У каждого народа свои памятные даты. Они повествуют о бурных  всплесках истории, знаменуют собой торжество добра над злом. Немало таких исторических вех у нашего народа. Одна из них  – 77-летие Победы над фашизмом. Это праздник особый и самый близкий сердцу. Годы войны измерялись не стрелкой часов, а человеческой жизнью и смертью, ненавистью и любовью, горечью поражений и радостью побед. [1, с.32]

  С тех пор прошло немало времени, но никто не забыт и ничто не забыто. Не счесть памятных обелисков на нашей земле. Они служат зарубками народной памяти, к которой мы навечно приписаны суровым почерком истории. Безмолвен огонь над могилами павших, но вечен он, и не погасить его ветрам времени.

… 22 июня 1941 года – фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны обрушила на нашу страну удар огромной силы. Гитлеровские генералы, бросив против нашего государства дивизии, оснащенные новейшей техникой, рассчитывали до наступления зимы завершить разгром и стать хозяева на нашей земле. Но они глубоко ошибались.

Война предстояла длинная и упорная. Надо было убедить каждого человека, независимо от того, где он находился – на фронте или в тылу, что его воинская служба, или труд, или учеба нужны фронту, что он лично должен делать все возможное для победы в войне.

Взносом в победу должны были стать каждая пуля, выпущенная по врагу, каждый килограмм выращенного хлеба, каждый собранный хлебный колосок. Вся надежда наших солдат была на тыл, а значит на женщин, детей и стариков.

… Сорок второй год. Враг рвется к Сталинграду. Город превращен в руины. Не выдерживает камень, железо, но выдерживают люди, они продолжают драться за каждую пядь земли.

… Лето сорок третьего. Сражение под Курском. Хваленые дивизии фашистов дрогнули под натиском наших воинов, проявивших чудеса героизма.

… Апрель сорок пятого. Начинается штурм Берлина. В предсмертной агонии враг отчаянно сопротивляется.

… 9 мая 1945 года  – спасение, желанный мир и свобода. Они были завоеваны потом и кровью не только наших солдат, но и старых, и малых. Наша страна понесла миллионные потери. Везде царила разруха, голод, но мы одержали победу.  Люди земного шара слагали благодарную оду нашему воину-освободителю, который опрокинул полчища немецко – фашистских захватчиков. Весной сорок пятого черные знамена нашли свое место на свалке истории. Тогда самой сокровенной мечтой всех народов была надежда на то, что мир больше никогда не увидит кошмара войны. [2, с.43-47]

Идут годы. Люди отдают дань незабвенной памяти тех, кто до конца защищал свою Родину. Это к ним мы обращаемся в низком поклоне благодарности. Об их неоценимом ратном подвиге написаны поэмы, романы, пьесы.Вспомним некоторых из них…

Александр  Матросов – совершил героический подвиг самопожертвования во имя победы над врагом.  В подвиге Саши были воплощены все типичные черты, которые свойственны беспримерному героизму и мужеству. Он шел на такой шаг, не думая о славе, молодой паренек озабочен был тем, чтобы не погибли многие его товарищи под губительным огнем вражеского пулемета. Подвиг Матросова – это мера ненависти к врагу, мера любви к Родине, мера верности воинскому долгу, наконец, мера нетерпения приблизить час победы.

Юрий Смирнов – тяжело раненным попал в руки фашистов. Гитлеровские палачи подвергли юношу зверским пыткам, распяли его на стене блиндажа, искололи тело штыками, но не добились от бойца ни одного слова. Молодой воин помнил военную присягу, слово, данное своему народу, и не мог и не хотел нарушить это слово.

Зоя Космодемьянская – партизанка, которая подожгла три дома, где жили фашисты, вывела из строя телефонную связь, уничтожила много вражеского оружия. Схваченная гитлеровцами, мужественная патриотка была подвергнута жестоким пыткам. Избитую и босую, ее водили в зимнюю стужу по деревне, требовали выдачи товарищей. Фашистские изверги казнили Зою на глазах у согнанных жителей деревни. Этот список можно продолжать бесконечно.                       [3, с.73-95]

Подвиги, подобно Матросову, Смирнову, Космодемьянской, мог и сможет совершить тот, кто любит не только себя, но и своих товарищей, свой народ, свою Отчизну, для кого превыше жизни долг, любовь к Отечеству.

Мы, современное поколение,  должны знать и помнить историю нашего народа. Священная память о героическом прошлом Родины – не только благодарная дань лучшим сынам Отечества, мертвым и живым героям. Она как солдат, который не покидает своего поста, охраняет настоящее и еще больше – будущее. Она как завещание молодым поколениям. Это память с отзывчивым и верным сердцем.

Среди множества традиций, которые передает юношеству старшее поколение, есть самая главная – любить свою Родину. Любить – значит не жалеть для ее блага ни сил своих, ни себя самого.

Отечество! Нестареющее, неувядающее слово. Оно как набат звучало в годы сражений с врагами и так же призывно раздается сегодня. Сегодня, когда наша планета перегружена оружием массового уничтожения, когда все чаще и чаще в ее различных уголках вспыхивают вооруженные столкновения,  на нас самой историей возлагается ответственность за будущее нашей Родины.

Список литературы:

  1. – Е.Ю. Александрова/Система патриотического воспитания. – Волгоград, 2007.
  2. – Ю. И. Дерюгин/Присягаем Отечеству. – М.: Молодая гвардия, 1984.
  3. – В.Г. Колычев/Истоки Мужества. – М.: Просвещение, 1985.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь