Подготовили: Олехнович Полина Тимофеевна-воспитатель компенсирующей группы
Енина Наталья Васильевна-учитель-логопед
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
В настоящее время подвижной игре уделяется очень мало времени, а ведь играя, ребенок знакомится и познает окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки, идет благотворное влияние на состояние его здоровья: физического, психического, нравственного через положительные эмоции, движения.
Проблема подвижной игры, как средства всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста, продолжает быть предметом исследования научных и практических работников. Ребенку свойственно неутомимое желание играть. Малыш, не испытывающий этого желания, по определению Н. К. Крупской, «или болен, или перепедагогизирован». Подвижные игры составляют обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова Человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества – погремушки до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который преодолело человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества. Ребенок, не наигравшийся в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным человеком.
Двигательная деятельность детей, составляющая основу подвижных игр, благотворно влияет на физическое развитие, формулирует двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями, возникающими в процессе игры. Эмоциональный подъем вызывает у детей стремление к достижению цели, более лучшей координации движений, более точной ориентировки в пространстве и игровых условий, в ускоренном темпе выполнения заданий.
Подвижная игра является важным воспитательным стимулом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения, сведения о коллективе, усваиваются этические ценности общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека.
Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.
Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий животный мир. У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д.
На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.
Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей. При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к созданию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные варианты придумывают ребята в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.
По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру.
Педагогически правильно организованная игра дарит детям радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение.
Руководя игровой деятельностью, педагог поощряет малейшие проявления самостоятельности, следит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Наиболее целесообразно делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.
Заканчивая игру, воспитатель выводит детей из игровой ситуации. Он не забывает о внесенном в игру персонаже и может, например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с кошечкой, ей у нас понравилось, и она поживет здесь, в игровом уголке. Мы еще поиграем с ней». Такая законченность игровой деятельности очень важна для полного ее завершения.
Развитие творческих способностей обучаемых средствами подвижной игры будет эффективно при условии:
– систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
– учета возрастных и психологических особенностей детей;
– создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, педагог стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.