Дидактический коврик для развития речи, мелкой моторики и сенсорики «Домик в деревне»

Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ»-2021

Ржанникова Мария Сергеевна,

Воспитатель высшей категории

МБДОУ г. Кургана

“Детский садкомбинированного вида №111″Белоснежка”

Дидактический коврик для развития речи,

мелкой моторики и сенсорики

Рекламное сообщение

«Домик в деревне»

     Развитие мелкой моторики рук у малышей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень ее развития имеет огромное значение для развития ребёнка в целом, влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей, положительно сказывается на развитии речи и познавательных психических процессов: памяти, мышления, восприятия и др.

      Таким образом, развитие мелкой моторики рук, по нашему мнению, является весьма важным и актуальным вопросом.

    Для того чтобы превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу с помощью родителей развивающий коврик.

     Он рассчитан на детей 3-5 летнего возраста, поэтому все развивающие элементы контрастные, отсутствуют мелкие детали, которые можно проглотить. Такой коврик способствует развитию тактильного, зрительного и слухового восприятия, учит малыша координировать движения рук, играть самостоятельно.

Актуальность: У маленьких детей, как правило, недостаточно развита мелкая моторика рук, мышление, память, внимание.

Развивающие коврики прекрасно справляются с задачей направленной на то, чтобы пальчики детей становились более ловкими и умелыми.

     Мы постаралась в своем дидактическом пособии охватить многие аспекты развития детей. У нас получился своеобразный тренажер для развития речи, сенсорного восприятия, развитию мелкой моторики, памяти.

Цель: Способствовать развитию речи, мелкой моторики и сенсорного опыта.

Задачи:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений;
  2. Способствовать развитию сенсомоторные координации;
  3. Знакомить с различными свойствами материалов;
  4. Знакомить с размером и цветом;
  5. Формировать элементарные знания об окружающем мире;
  6. Способствовать развитию словарного запаса;
  7. Способствовать формированию навыков общения.

Описание дидактического пособия:

     Развивающий коврик «Домик в деревне» для детей – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка. Коврик сшит из креп – сатина, размером 1м 50см* 1м 20см, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире: земля, воздух.

     На основу коврика прикрепляются игровые элементы: солнце, тучка, травка, цветочки, зернышки, коровка, барашек, хрюшка, лошадка при помощи липучки, разъемных молний и пуговиц, которые воспитатель использует с ребенком в совместной игровой деятельности для ознакомления его с окружающим миром и накоплению сенсорного опыта. Пристегивающие игровые элементы: цыплята, яблоки (на пуговицы), капельки (на прищепки) могут быть использованы и самостоятельно для индивидуальной работы с детьми.

Инструкция по применению:

Домик с домашними животными (прикреплён к основе коврика и открывается при помощи разъемной молнии)

    Дом сделан из ткани в нутрии кармашек, где сидят животные. Ребенку предлагается найти животных, назвать животного и имитировать звукоподражание, соответствующее животному.

     На дверках — нужно прикрепить вкладыши геометрических фигур (цвет и размер).

   Предложить детям выгулять домашних животных цыплята пристёгиваются на пуговицы, а остальные на липучки.

Корыто (основа коврика)

Предложить детям накормить животных, выложить в корыто столько зёрнышек, сколько цыплят и т.д., зернышки крепятся на липучки.

 Дождевая туча (прикрепляется на основу коврика с помощью липучки)

Предложить ребенку найти дождевую тучу, разместить ее на небе, из которой пойдет дождь. Капельки дождя прикрепляются на прищепки.

Облака и Солнце (прикрепляются к основе коврика при помощи липучек)

Предложить ребенку найти облака белого цвета или голубого, прикрепить их на небо (основа коврика) с помощью липучек.

Предложить ребенку собрать солнце: расположить лучи по шнуркам (выше – ниже), используя зажимы.

Полянка (основа коврика)

Ребенку предлагается украсить полянку цветами, используя для этого липучку соединения их с основой коврика.

Речка (основа коврика)

Ребенку предлагается напоить животных водой и переправить их на другой берег реки при помощи тканого мостика, который закрепляется на основу при помощи крючков.

Сад (Яблоня – основа коврика)

В совместной игровой форме рассмотреть с ребенком образ сада, одновременно упражнять ребенка прикреплять игровые элементы – яблочки на основу коврика – яблоня при помощи пуговиц.

Заборчик (основа коврика)

Чтобы попасть в сад, нужно открыть заборчик – застежка.

Игры – занятия с использованием развивающего коврика.

Игра «Что изменилось?»

Дети что находиться на коврике, закрывают глаза, воспитатель меняет предметы на коврике местами, дети говорят что изменилось.

Игра «Составь рассказ по картинке».

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик, что на нем расположено и описать пейзаж.

Игра «Продолжи предложение».

Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.

Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на коврик, воспитатель задает вопросы по картине, а дети отвечают.

Например:

-Чего не бывает? (на тучке не растёт морковь и т. д.)

-Что растет на дереве?

-Какая погода?

Игра «Посчитай меня»

Цель: закрепить счет в пределах 5.

Ход игры: детям предлагается посчитать лучики солнца, цветочки и. д.

-«Посчитай лучики у солнца»,

– «Посчитай сколько цыплят».

– «Посчитай сколько цветов».

– «Сколько яблочек на яблоне».

– «Какие геометрические фигуры есть на коврике».

– «Сколько овалов, кругов, треугольников и т. д.».

Игра «Какого цвета?»

Цель: закрепить счет в пределах 5,закрепить цвета, внимательность.

Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.

-«Какого цвета солнце и т. д.»,

Игра «Что исчезло?»

Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность.

Ход игры: показать детям коврик (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы, и дети уже называют предметы, которые исчезли).

Игра «Кто в домике живёт?»

Цель: развитие мелкой моторики у детей.

Ход игры: предложить детям расстегнуть молнию и посмотреть, кто живёт в домике.

Игра «Кто, что может делать?»

Цель: учить употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении, развивать мышление, внимание, воображение.

Ход игры: педагог, называет какое-либо животное и спрашивает, что может делать оно, а ребёнок, находит на коврике данное животное и называет глагол, который можно отнести к животному. (Цыпленок – прыгает,  плавает, клюет)

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развивать навык словообразования, умения подбирать родственные слова.

Ход игры: ребенок выбирает себе по очереди по одной модели с коврика, а педагог предлагает ему:

«Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай».

Корова – коровка

Лошадь – лошадка

 Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить детей произносить, как животные подают голос.

Ход игры: ребенок выбирает модель с коврика и произносит, как животное подает голос.

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.

Ход игры:

У коровы – … (теленок, телята).

У свиньи – … (поросенок, поросята).

У лошади – … (жеребенок, жеребята).

У овечки – … (ягненок, ягнята).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия, учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог: описываем животного – ребенок отгадывает. – Маленький, желтенький. (Цыпленок.)

Вариант 2. Педагог задает вопрос, а ребенок подбирает слова – признаки и описывает животного. Свинья (какая)(розовая, толстая).

Игра «Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа.

Ход игры: ребята я вам предлагаю быть волшебниками.

«Мы волшебники немного,

Был один, а станет много».

Цыпленок – цыплята.

Игра «Где спряталась бабочка».

Цель: Учить определять пространственное расположение предметов относительно других. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, перед, между, под, над.

Ход игры: Педагог манипулирует фигуркой бабочки, а ребенок комментирует. Бабочка спит под деревом. Бабочка спрятался за домик и т. д.

Дыхательное упражнение «Бабочка»

Цель: развивать речевое дыхание.

Ход игры: педагога читает:

«Бабочка красавица

На цветочек села. Ветерок дунул – она полетела. Летела, летела и на другой цветок села».

На коврике закрываем один из цветков бабочкой. Задача ребенка сдувать бумажную бабочку с одного цветка на другой.

Игра «Что близко, а что далеко».

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.

Ход игры: Ребенок перечисляет предметы, которые находятся близко, далеко от него.

Скачать (PDF, 2.8MB)

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г., Рыбалка Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
  2. Блехер Ф. И. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., 1948.
  3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.
  4. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.- 48с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь