Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ»-2021
Ржанникова Мария Сергеевна,
Воспитатель высшей категории
МБДОУ г. Кургана
“Детский садкомбинированного вида №111″Белоснежка”
Дидактический коврик для развития речи,
мелкой моторики и сенсорики
«Домик в деревне»
Развитие мелкой моторики рук у малышей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень ее развития имеет огромное значение для развития ребёнка в целом, влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей, положительно сказывается на развитии речи и познавательных психических процессов: памяти, мышления, восприятия и др.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук, по нашему мнению, является весьма важным и актуальным вопросом.
Для того чтобы превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу с помощью родителей развивающий коврик.
Он рассчитан на детей 3-5 летнего возраста, поэтому все развивающие элементы контрастные, отсутствуют мелкие детали, которые можно проглотить. Такой коврик способствует развитию тактильного, зрительного и слухового восприятия, учит малыша координировать движения рук, играть самостоятельно.
Актуальность: У маленьких детей, как правило, недостаточно развита мелкая моторика рук, мышление, память, внимание.
Развивающие коврики прекрасно справляются с задачей направленной на то, чтобы пальчики детей становились более ловкими и умелыми.
Мы постаралась в своем дидактическом пособии охватить многие аспекты развития детей. У нас получился своеобразный тренажер для развития речи, сенсорного восприятия, развитию мелкой моторики, памяти.
Цель: Способствовать развитию речи, мелкой моторики и сенсорного опыта.
Задачи:
- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений;
- Способствовать развитию сенсомоторные координации;
- Знакомить с различными свойствами материалов;
- Знакомить с размером и цветом;
- Формировать элементарные знания об окружающем мире;
- Способствовать развитию словарного запаса;
- Способствовать формированию навыков общения.
Описание дидактического пособия:
Развивающий коврик «Домик в деревне» для детей – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка. Коврик сшит из креп – сатина, размером 1м 50см* 1м 20см, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире: земля, воздух.
На основу коврика прикрепляются игровые элементы: солнце, тучка, травка, цветочки, зернышки, коровка, барашек, хрюшка, лошадка при помощи липучки, разъемных молний и пуговиц, которые воспитатель использует с ребенком в совместной игровой деятельности для ознакомления его с окружающим миром и накоплению сенсорного опыта. Пристегивающие игровые элементы: цыплята, яблоки (на пуговицы), капельки (на прищепки) могут быть использованы и самостоятельно для индивидуальной работы с детьми.
Инструкция по применению:
Домик с домашними животными (прикреплён к основе коврика и открывается при помощи разъемной молнии)
Дом сделан из ткани в нутрии кармашек, где сидят животные. Ребенку предлагается найти животных, назвать животного и имитировать звукоподражание, соответствующее животному.
На дверках — нужно прикрепить вкладыши геометрических фигур (цвет и размер).
Предложить детям выгулять домашних животных цыплята пристёгиваются на пуговицы, а остальные на липучки.
Корыто (основа коврика)
Предложить детям накормить животных, выложить в корыто столько зёрнышек, сколько цыплят и т.д., зернышки крепятся на липучки.
Дождевая туча (прикрепляется на основу коврика с помощью липучки)
Предложить ребенку найти дождевую тучу, разместить ее на небе, из которой пойдет дождь. Капельки дождя прикрепляются на прищепки.
Облака и Солнце (прикрепляются к основе коврика при помощи липучек)
Предложить ребенку найти облака белого цвета или голубого, прикрепить их на небо (основа коврика) с помощью липучек.
Предложить ребенку собрать солнце: расположить лучи по шнуркам (выше – ниже), используя зажимы.
Полянка (основа коврика)
Ребенку предлагается украсить полянку цветами, используя для этого липучку соединения их с основой коврика.
Речка (основа коврика)
Ребенку предлагается напоить животных водой и переправить их на другой берег реки при помощи тканого мостика, который закрепляется на основу при помощи крючков.
Сад (Яблоня – основа коврика)
В совместной игровой форме рассмотреть с ребенком образ сада, одновременно упражнять ребенка прикреплять игровые элементы – яблочки на основу коврика – яблоня при помощи пуговиц.
Заборчик (основа коврика)
Чтобы попасть в сад, нужно открыть заборчик – застежка.
Игры – занятия с использованием развивающего коврика.
Игра «Что изменилось?»
Дети что находиться на коврике, закрывают глаза, воспитатель меняет предметы на коврике местами, дети говорят что изменилось.
Игра «Составь рассказ по картинке».
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик, что на нем расположено и описать пейзаж.
Игра «Продолжи предложение».
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на коврик, воспитатель задает вопросы по картине, а дети отвечают.
Например:
-Чего не бывает? (на тучке не растёт морковь и т. д.)
-Что растет на дереве?
-Какая погода?
Игра «Посчитай меня»
Цель: закрепить счет в пределах 5.
Ход игры: детям предлагается посчитать лучики солнца, цветочки и. д.
-«Посчитай лучики у солнца»,
– «Посчитай сколько цыплят».
– «Посчитай сколько цветов».
– «Сколько яблочек на яблоне».
– «Какие геометрические фигуры есть на коврике».
– «Сколько овалов, кругов, треугольников и т. д.».
Игра «Какого цвета?»
Цель: закрепить счет в пределах 5,закрепить цвета, внимательность.
Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.
-«Какого цвета солнце и т. д.»,
Игра «Что исчезло?»
Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать внимательность, наблюдательность.
Ход игры: показать детям коврик (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы, и дети уже называют предметы, которые исчезли).
Игра «Кто в домике живёт?»
Цель: развитие мелкой моторики у детей.
Ход игры: предложить детям расстегнуть молнию и посмотреть, кто живёт в домике.
Игра «Кто, что может делать?»
Цель: учить употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении, развивать мышление, внимание, воображение.
Ход игры: педагог, называет какое-либо животное и спрашивает, что может делать оно, а ребёнок, находит на коврике данное животное и называет глагол, который можно отнести к животному. (Цыпленок – прыгает, плавает, клюет)
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развивать навык словообразования, умения подбирать родственные слова.
Ход игры: ребенок выбирает себе по очереди по одной модели с коврика, а педагог предлагает ему:
«Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай».
Корова – коровка
Лошадь – лошадка
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: учить детей произносить, как животные подают голос.
Ход игры: ребенок выбирает модель с коврика и произносит, как животное подает голос.
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход игры:
У коровы – … (теленок, телята).
У свиньи – … (поросенок, поросята).
У лошади – … (жеребенок, жеребята).
У овечки – … (ягненок, ягнята).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия, учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
Ход игры:
Вариант 1. Педагог: описываем животного – ребенок отгадывает. – Маленький, желтенький. (Цыпленок.)
Вариант 2. Педагог задает вопрос, а ребенок подбирает слова – признаки и описывает животного. Свинья (какая) … (розовая, толстая).
Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: ребята я вам предлагаю быть волшебниками.
«Мы волшебники немного,
Был один, а станет много».
Цыпленок – цыплята.
Игра «Где спряталась бабочка».
Цель: Учить определять пространственное расположение предметов относительно других. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, перед, между, под, над.
Ход игры: Педагог манипулирует фигуркой бабочки, а ребенок комментирует. Бабочка спит под деревом. Бабочка спрятался за домик и т. д.
Дыхательное упражнение «Бабочка»
Цель: развивать речевое дыхание.
Ход игры: педагога читает:
«Бабочка красавица
На цветочек села. Ветерок дунул – она полетела. Летела, летела и на другой цветок села».
На коврике закрываем один из цветков бабочкой. Задача ребенка сдувать бумажную бабочку с одного цветка на другой.
Игра «Что близко, а что далеко».
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.
Ход игры: Ребенок перечисляет предметы, которые находятся близко, далеко от него.
Список литературы
- Ананьев Б. Г., Рыбалка Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
- Блехер Ф. И. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., 1948.
- Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.
- Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.- 48с.