Орехова Елена Петровна
Щебетенко Наталья Владимировна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9
г. Шебекино Белгородской области»
ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС
конспект организованной образовательной деятельности
для детей раннего возраста
Цель: Закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей до 3-х лет (цвет, форма, размер, понятия «один-много».)
Программные задачи:
- Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, дифференцировать основные цвета, умение соотносить предметы по величине и количеству «один-много»;
- Развивать основные психические функции: восприятие, внимание, мышление, память (в том числе и зрительную, активизировать в речи соответствующие программе математические понятия;
- Вызвать интерес к образовательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение оказывать помощь.
Оборудование и материалы: карточки с картинками «Дупло Белки», «поляна Гномов», «избушка Зимы»; тактильная ячейка в форме елочки с дуплом; яблоко, орех, груша, кубик; две корзины; две «снежные» дорожки из синтепона; пособие «Поляна Гномов», выполненное на основе игровой развивающей среды «Фиолетовый лес» В.Воскобовича; пособие для дыхательняой гимнастики «Снежинки»; развивающая напольная игра VAY TOY «форма, цвет, размер»; плакат с нарисованными деревьями; вата, клей; ноутбук, колонки; декорации зимнего сказочного леса.
Предварительная работа: игры «Чудесный мешочек», «Назови фигуру», «Один-много», «Кого больше?», развивающая игра VAY TOY «форма, цвет, размер» и т.д.; просмотр мультфильмов и видеороликов; чтение стихотворений и рассказов о зиме; беседы о зиме, одежде.
- Оргмомент.
(Дети под музыку заходят в группу, здороваются с гостями и проходят на ковёр)
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
- Мотивационо-ориентировочный этап.
(В группу под музыку «влетает» воробей – ребенок подготовительной группы)
Воспитатель: Ой, кто это к нам в гости летит? (Воробей)
Воробей: Я летал по сказочному лесу и встретил там зайчика. У зайчика беда. Зайчик заблудился в лесу и плачет. Ему нужна помощь. Я не запомнил дорогу, но, у меня есть карточки с картинками, на которых нарисованы те места, мимо которых я пролетал, когда летел к вам.
(Воробушек отдаёт 3 карточки и улетает)
- Поисковый этап.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику? Давайте посмотрим, что нарисовано на картинках, которые нам оставил Воробушек.
- Дупло Белки.
- Поляна Гномов.
- Избушка Зимы.
Воспитатель: Тепер у нас есть подсказки, и мы можем отправляться в путь в сказочный лес.
- Практический этап.
Воспитатель: А какое сейчас время года? (Зима)
Воспитатель: Давайте оденемся так, чтобы не замерзнуть зимой на улице.
Посмотрите – за окном (раздвигаем руки)
Белые дорожки
Наденем на ножки (наклониться, и показать ноги)
Теплые сапожки;
Этот с правой ножки (показать)
Этот с левой ножки (показывая, как надевают сапог)
На ручки – рукавчики (руки поднять)
Теплые сестрички (поглаживая ладошки)
Эту на левый кулачок (показывая)
Эту на правый кулачок
Шубки меховые (надевают шубки)
Шапки пуховые (надевают шапки)
Воспитатель: Ребята, на чём можно поехать в лес? (на санках, на машине) Молодцы. Но мы отправляемся в сказочный лес, значит и попасть туда мы сможем с помощью волшебства (звучит волшебная музыка)
Давайте закроем глазки,
Покружимся, повернемся
И в сказочный лес перенесемся!
Воспитатель: Открываем глазки, вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А какие деревья растут в сказочном лесу? (Елки)
А сколько здесь елок? (много)
Какого они цвета? (Зеленые)
Воспитатель: Ёлочки всегда зелёные и зимой, и летом. А какие по размеру вы видите елочки? (большие и маленькие) Сколько больших елочек? (много) А маленьких? (одна)
Воспитатель: Молодцы. Смотрите, а вот и дупло Белки! Как на первой картинке. (Дупло Белки представляет собой ТАКТИЛЬНУЮ ЯЧЕЙКУ, выполненую в форме елочки с дуплом. В дупле находятся: яблоко, орех, груша, кубик. Перед елкой стоят две корзины)
Воспитатель: Белочка сделала запасы еды на зиму и положила их в свое дупло. Вот только беда она по ошибке положила туда и игрушки. Давайте поможем Белочке разложить в корзинки еду отдельно от игрушек. В одну корзину положим, то, что будет кушать Белочка зимой, а в другую – игрушки. (Дети по очереди опускают руку в дупло, берут один предмет, описывают его не глядя (форма, размер…), затем достают его, называют и кладут в соответствующую корзину)
Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам пора идти дальше. Давайте посмотрим, что нарисовано на второй картинке? (Поляна Гномов).
Воспитатель: Чтоб нам попасть туда, мы должны пройти по снежной дорожке. (Дети идут вслед за воспитателем по «снежной» дорожке и подходят к поляне Гномов. Поляна Гномов представляет собой пособие, выполненное на основе игровой развивающей среды «Фиолетовый лес» В.Воскобовича)
Воспитатель: Смотрите. Вот же поляна Гномов!
Воспитатель: Ребята, а что вы на ней видите? (домики) А как вы думаете, кто живёт в таких маленьких домиках? (гномики) Сколько домиков? (много) Какого цвета первый домик? (синий) А какого цвета этот домик? (красный) А этот? (зелёный) А последний? (жёлтый)
Воспитатель: Молодцы. Только вот беда. У одного домика чего-то не хватает? (крыши) Какой формы крыша у дома? (треугольная) А какого Гномика этот дом? (зеленого) Давайте поможем зеленому Гному и починим его домик. (Дети указывют на крышу нужной формы и с помощью воспитателя «устанавливают» ее на соответствующий домик)
Воспитатель: Молодцы. Теперь все домики целые и Гномики могут идти домой. Как вы думаете, в синем домике живёт Гном какого цвета? (синего) В красном? (красного) А в зелёном? (зелёного) И в жёлтом? (жёлтого)
Воспитатель: Молодцы. Помогли гномам. Но нам с вами нужно идти дальше. Давайте посмотрим на следующую картинку. Что на ней нарисовано? (избушка Зимы). Нам нужно пройти по этой дорожке. Будьте осторожны. (Воспитатель берет с собой пособие для дыхательной гимнастики «Снежинки», которое представляет собой обруч с закрепленными на нем бумажными снежинками на ниточках)
Воспитатель: Ребята, в сказочном лесу пошел снег, дорожку может замести, и мы не сможем добраться к Зайчику и помочь ему. Чтобы этого не случилось надо сильно подуть на снежинки, чтобы они разлетелись и не засыпали нам путь. (Дети становятся в круг и дуют на снежинки)
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы можем идти дальше.
(Дети проходят по дорожке)
Воспитатель: Вот мы у избушки. Ой, здесь видно тоже была метель. И все цветные льдинки разбросало в разные стороны. А ведь волшебница-зима так старалась украсить сказочный лес! Нам дальше никак не пройти. Давайте соберём их и положим на свои места.
(Работа с РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПОЛЬНОЙ ИГРОЙ VAY TOY «ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕР». Дети берут геометрические фигуры, называют форму (круг, треугольник, квадрат), цвет (красный, синий, желтый) и размер (большой или маленький), затем раскладывают их на свои места на игровом поле)
Воспитатель: Какого цвета льдинка у Насти? (красная) А какого цвета льдинка у Миши? (зелёная) Какой формы льдинка у Егора? (квадратная) Какого размера льдинка у Саши? (маленькая) А какая льдинка у Кирилла? (большая, синяя, круглая) и т.д.
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всем заданиями. Посмотрите, а вот на пенёчке сидит Зайчик. Наконец-то мы его нашли. Зайка не бойся. Никто тебя не обидит. А чтобы ты больше не смог заблудиться в лесу, мы отдадим тебе картинки, с помощью которых мы тебя нашли (звучит музыка волшебства)
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте закроем глазки,
Покружимся, повернемся
В детский сад опять вернемся!
- Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами были? (в сказочном лесу) А почему лес был сказочный? (ответы детей) Зачем мы ходили в лес? (чтобы помочь Зайке) А кому еще мы помогли в лесу? (Белочке, Гномам, Зиме) Что в лесу вам понравилось больше всего? (ответы детей)
- Последующая работа.
Воспитатель: А еще лес называтся сказочным не только потому, что в нем живут сказочные герои, но и потому, что зимой в лесу очень красиво, как настоящей сказке. Чтобы показать нашим родителям как красиво в зимнем лесу, давайте подойдём к столам и сделаем свой сказочный лес. (Дети подходят к столу, на котором приготовлен клей, кусочки ваты и плакат с изображением леса, дети с помощью воспитателя приклеивают вату-«снег» на плакат.)
Воспитатель: Какой красивый сказочный лес у нас получился. Мы с вами обязательно пойдем на зимнюю экскурсию вместе с родителями.