ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

0
83

Зингер Юлия Эдуардовна

воспитатель

МБДОУ «Городищенский детский сад

«Аленький цветочек»

Староооскольского городского округа

 

 

       

 

       Дошкольное воспитание неразрывно связано с укреплением взаимосвязей между семьей и дошкольным учреждением. И часто успех воспитания зависит от единства и согласованности в принципах воспитания семьи и детского сада для формирования устойчивых навыков и привычек поведения. Верных представлений о моральных качествах человека, и поведение в обществе. Воспитание детей – законодательная обязанность родителей. Они призваны укреплять авторитет детского сада и воспитателей. Воспитывать детей в духе уважения, приучать к дисциплине, заботиться о физическом развитие, и укрепление здоровья. Это взаимодействие семьи и педагогов необходимо, так как основное личностное развитие человека закладывается в раннем возрасте до пяти лет. Ну и в дальнейшем сотрудничество просто необходимо.

       Но, к сожалению, есть родители, которые забывают, что дошкольное учреждение оказывает семье систематическую помощь во всестороннем воспитании детей, пологая что ребенка всему научить должны в детском саду, родители же не должны прилагать для этого ни каких усилий. И не нужно забывать, что, часто воспитателям приходиться сталкиваться в своей работе с неблагополучными семья, где вообще нет таких понятий, как забота и воспитание ребенка.

       Для начала давайте попробуем разобраться, что же такое неблагополучная семья. Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, неполная, распавшаяся, распадающаяся. Есть семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянны ссоры. Семейное неблагополучие многообразно – ссоры родителей, недостаток любви, взаимное недопонимание, пьянство, разгульный образ жизни.

       Неблагополучная семья – это, в первую очередь, та, где имеются явные дефекты воспитания. Дефекты воспитания – это и есть главный показатель неблагополучия семьи. Ни бытовые, ни материальные, ни престиж не являются показателями благополучия семьи – только отношение к ребенку. Хотя душевные аномалии могут возникнуть и в благополучной семье, но это скорей исключение, чем правило.

       Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего? Воспитание «по типу Золушки», в такой семье ребенка не любят, ему это постоянно показывают.

       Еще один вид плохого воспитания «Гиперопека», она бывает скрытая или явная. При таком виде воспитания часто с ребенка что называется «сдувают пылинки», не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяя вести себя ответственно, решительно. Думая, что, тем самым, ограждают ребенка от житейских трудностей.

       «Гипоопека» – противоположность «гиперопеки». Это когда ребенку не уделяется должного внимания, ребенок растет сам по себе. Приводит это к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью.

       Еще очень распространенно противоречивое воспитание – это когда в семье нет взаимопонимания в вопросах воспитания, бабушки, дедушки говорят одно, мамы и папы другое. Такое воспитание чревато неврозами и другими нарушениями психики.

       Итак, что же такое неблагополучная семья? Однозначно на этот вопрос у нас не получится ответить, так как это невозможно. Ведь все в нашем мире относительно и даже отношение к ребенку. Существует множество семей, о которых ни чего плохого сказать нельзя, но тем не менее для данного конкретного ребенка эта семья будет не благополучной. Разные бываю семьи, разные дети, так что только система отношений «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

       Как понять, комфортно ли ребенку в его семье? Конечно же, в первую очередь, наблюдение за поведением, действиями ребенка. Также можно прибегнуть к психологическому тесту.

     

 

       Самый простой способ – это «Рисунок семьи». Перед началом испытания усадите ребенка поудобнее, дайте ребенку лист бумаги я мягкий удобный карандаш, лучше если он будет черный. Это упростит прочтение результатов теста, можно и цветные, но это потребует от вас дополнительных усилий в расшифровке смысла, заложенного в тест. Затем дается задание ребенку «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Дайте почувствовать ребенку свою заинтересованность, поддерживайте его. Отметьте время начала и конца работы. Итак, рисунок готов, попробуем разобраться, какой же смысл заложил в него ребенок.

  • с какой части листа рисует ребенок?
  • в какой последовательности рисуются фигуры людей?
  • возникают ли особые трудности при изображении одного из персонажей?
  • настроение во время рисования рисунка: веселый, сосредоточенный молчаливый, напряженный?
  • остается ли довольным работой после окончания?

       Затем нужно перейти к беседе с ребенком, беседа должна быть спонтанной и непринужденной. Из беседы должны узнать:

  • Чья семья изображена, его или вымышленная
  • Где находятся персонажи и чем заняты
  • Если брать отдельно каждые персонаж, то какого он пола и какого его роль в семье
  • Кто из них самый приятный и почему? – кто самый счастливый и почему? – Кто самый грустный и почему? Если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места для них не хватило, кто бы из них остался дома?
  • Если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан

       На этом и беседа, и тест заканчивается. Посмотрим теперь условия интерпретации теста.

Правая часть: будущее, социальное отношение

Левая часть: прошлое, уход в себя, самокопание

Верхняя часть: идеализм нравственность, чувственность, склонность к искусствам

Нижняя часть: материальные интересы, способность выделять практичную сторону жизни.

       Преобладание одной из этих частей уже дает представление о склонностях ребенка. Обратите внимание, есть ли на рисунке персонаж, наиболее ценимый ребенком в сравнении с другими персонажами. Это можно определить по следующим признакам:

  • Ценный персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане
  • Он выше и крупнее остальных персонажей
  • Выполнен с любовью каждая отдельная деталь доведена до конца
  • Остальные фигуры повернуты в его сторону

       Теперь найди противоположный, наименее ценимый персонаж: он самый маленький из всех и находиться в стороне от всех. Далее необходимо найти взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок и реальной жизнью. Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность, или если ребенок сам отсутствует на рисунке, то ребенок страдает от изоляции и одиночестве в семье. Изображение оружия, даже игрушечное, особенно ножницы, столовые ножи указывает на агрессивность, существования проблемы соперничества. Если ребенок чувствует себя неуверенно в семье, под всеми фигурами он проводит линию, как бы придавая им опору, если только под одним персонажем, то чувство нестабильности именно у этого персонажа. Облака или дождь в верхней половине листа свидетельствуют о тревожности и страхе из-за грозящей опасности. Если на фигурах персонажа проявляются источники света и тепла (огонь, лампочки, свеч и т. д.) – это подчеркнутое желание в тепле и любви. Вода, дождь, лед, холодильник, и все что касается холода, является признаком депрессивного состояния. Самое главное слушать ребенка, когда будет описывать свой рисунок, он неосознанно расскажет вам все, что его волнует.

       Теперь попробуем разобрать, что же делать, если вы поняли, что ребенок проживает в неблагополучной семье, какие действия предпринимать воспитателю. В первую очередь педагог обязан поговорить с родителями, попытаться объяснит им суть проблемы в их семье и влияние поведения родителей на психологическое состояние ребенка. Одной беседы недостаточно, нужно систематически разговаривать с родителями, при этом не давить на них. Нежно, ласково, как с их детками, иначе можно получить негатив со стороны родителей. Можно порекомендовать почитать специализированную литературу, при необходимости совместное посещение психолога. В современный век технологий можно записать на видео игры ребенка, в которых копируется девиантное поведение родителей, только показывайте это наедине, и не упрекайте ни детей, ни родителей.

       К сожалению, не всегда достаточно разговора с родителями, и мы все знаем, что есть семьи, где разговоры не приведут ни к чему. В тех семьях, где родители употребляю спиртные напитки, или еще по каким-либо причинам не уделяют должного внимания детям, а в некоторых случаях избивают детей, не кормят. В таких случаях необходимо обращаться в органы опеки и попечительства, для расследования условий нахождения ребенка в семье.

       Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье, сохранять спокойствие, чувство собственного достоинства не зависимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него. Но работа с семьей складывается лишь тогда, когда родители видят в лице педагога, глубоко заинтересованного в судьбе их детей человека. Поэтому важнейшая задача воспитателя установить контакт с родителями для дальнейшего успешного сотрудничества.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь