Педагогическая диагностика является необходимым элементом любой программы, в том числе технологии «Математические ступеньки». Она помогает определить эффективность занятий и получить информацию о знаниях и навыках, которыми овладел ребенок. Анализ полученных результатов позволит воспитателям и родителям выявить области, в которых ребенок испытывает затруднения, а затем наметить способы их устранения.
Дошкольная математика традиционно включает разделы: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка во времени и пространстве». По словам автора программы «Математические ступеньки» Елены Владимировны Колесниковой, самый сложный раздел «Количество и счет», поэтому ознакомлению с ним отводится много времени на каждом занятии.
Ребенок обычно испытывает трудности при составлении числа из двух меньших чисел, решении арифметических задач, запоминании образа цифры, и, как следствие, не способен соотнести количество предметов с соответствующей цифрой. Включение в каждое занятие с детьми 4-х лет самоконтроля и самооценки позволяет своевременно обнаружить сложности, которые испытывает ребенок в том или ином разделе, и оказать ему помощь.
Если ребенок испытывает трудности при усвоении этих программных задач, автор советует педагогам и родителям применять книги: «Я запоминаю цифры», «Я составляю числа», «Я решаю арифметические задачи» и др.
Елена Владимировна Колесникова рекомендует проводить диагностику после того, как дети завершат обучение по книгам «Математика для дошкольников 5—6 лет», «Математика для дошкольников 6—7 лет» и рабочим тетрадям «Я считаю до 10», «Я считаю до 20».
Следующий этап обучения — проведение с ребенком индивидуальных занятий по книге «Диагностика математических способностей детей 6—7 лет». Это черно-белое пособие вышло в издательстве «Творческий Центр Сфера» в 2006 г. и завоевала авторитет среди педагогов и родителей, занимающихся с ребенком, с целью определения уровня математических способностей. В 2020 г. книга переиздана в цветном варианте. Можно уверенно говорить, что пособие проверено временем.
Для создания прочной основы знаний у дошкольников автор программы «Математические ступеньки» обращает внимание родителей на следующие важные моменты.
- Дошкольный возраст — важнейший стартовый период жизни ребенка. Именно в это время у него закладывается фундамент формирования математических понятий и представлений, математических способностей, что станет базой для обучения в школе.
- Важное значение в процессе формирования математических способностей имеют педагогическое руководство со стороны взрослого и методика обучения.
- Участниками образовательного процесса являются педагог, родитель, ребенок.
- Успех обучения определяется тем, что и как будет делать сам ребенок, независимо от действий взрослого.
Для того чтобы дошкольники успешно освоили математику, педагогам и родителям необходимо иметь надежные инструменты, один из которых — технология «Математические ступеньки», ориентированная на детей от 3 до 7 лет.