Родившись в семье учителей, Оксана Семеновна с детства мечтала только о профессии педагога и еще хотела знать другие языки. Читать любила с раннего детства, поэтому классика всегда рядом с ней.
Сегодня Оксана Семеновна Ушакова – главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и автор многих книг, которые выпускает ведущее российское издательство «Творческий Центр Сфера». Специалист нашего издательства побеседовал с доктором педагогических наук Оксаной Семеновной, которая порекомендовала, как развивать речь детей.
Оксана Семеновна, у вас есть книга «Придумай слово», которая соответствует «Программе развития речи дошкольников» и включает разнообразные речевые игры для дошкольников. Скажите, пожалуйста, устраивая игры с 2-3 летним ребенком, что необходимо учитывать педагогу?
Книга «Придумай слово» написана коллективом сотрудников лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания РАО и напечатана в 1996 году в издательстве «Просвещение», а второе издание вышло в издательстве «Сфера».
Каждая игра, каждое упражнение направлено на решение разных речевых задач. Самая главная их цель- пробудить у маленького ребенка интерес и любовь к родному слову. Для детей 2-3 лет огромную роль играет эмоциональное общение с взрослым, который предлагает разные игры, в том числе игры-драматизации по содержанию известной сказки, например, «Курочка Ряба». До родителей надо донести мысль о том, что ранний возраст проходит быстро, надо успеть почитать сказку и не забывать её, а поиграть с персонажами сказки, повторить слова, которые запомнились, спеть песенку про курочку или собачку и поиграть с персонажами сказки. А можно нарисовать вместе с ребенком любого персонажа сказки и весело поплясать вместе с игрушкой: кошечкой или собачкой.
Расскажите, каким образом выбирались игры для детей?
Игры для детей третьего года жизни выбираются так, чтобы они соответствовали возрасту, чтобы дети получили эмоциональный заряд и от содержания сказки и от игры-драматизации, когда ребенок берет на себя роль, и с настроением вместе с взрослым играет и повторяет текст, а его надо повторять, включая все нюансы интонационной выразительности.
Оксана Семеновна, расскажите, пожалуйста, историю названия книги «Придумай слово». Заголовок как будто призывает развивать не только речь, но и творчество детей.
У Ирины Токмаковой есть стихотворение про слово «плим», которое придумал ребенок;
А я придумал слово,
Смешное слово «плим»….
Вот прыгает и скачет: плим-плим-плим
И ничего не значит: плим-плим-плим.
Проводя речевое занятие с детьми, мы стали после чтения этого стихотворения давать им задание: придумать любое слово, которое «ничего не значит». Слова были разные: тара-рам, тили-пами. т.п. Так появилось название «Придумай слово».
Что вы посоветуете родителям для развития речи 2-3 летних детей?
Играть, читать, заниматься и вместе с книгой «Придумай слово» переходить от возраста к возрасту,
На ваш профессиональный взгляд, какая острая проблема наблюдается сейчас у детей в развитии речи: это бедный словарный запас, не грамотно строят предложения или упоминают предлоги и т.д?
Главное, о чем забывают родители: с детьми надо больше общаться, читать им сказки, играть, вместе читать стихи, рисовать, повторять скороговорки: в предлагаемой книге игры и упражнения развивают все стороны речи – фонетическую, лексическую, грамматическую.Эти совместные занятия многое дадут ребенку и самим родителям.
Дошкольный возраст проходит быстро. Не успеете оглянуться, а ребенка надо собирать в школу. И курочка Ряба уже не будет его волновать так, как это было в трехлетнем возрасте. Не упускайте эту возможность и никогда не забывайте, что взрослый – главный источник радости и хорошего настроения ребенка и главный источник развития всех сторон его речи. А книга «Придумай слово» поможет и подскажет, как лучше это сделать.