Поиск и открытия в экологии

0
1489

Алексеева Татьяна Борисовна
Беляева Татьяна Евгеньевна
Донская Нина Владимировна

воспитатели
ЧДОУ «ЦРР – детский сад «Мир детства»
г. Астрахань

 

 

 

Детское экспериментирование – это путь к познанию окружающего мира. По мнению В.А. Сухомлинского «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» [3]. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день, он познает – познает окружающий мир. Возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах. Все усваивается крепко и надолго, если ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано внедрение детского экспериментирования в практику работы в нашем детском саду.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его связи с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования развивается и обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи.

Рекламное сообщение     

Ян Амoс Коменский говорил: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [1]. Дети дошкольного возраста с большим трудом воспринимают знания, преподносимые в чистом виде. Такой способ подачи материала – прерогатива школы. В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности дошкольника.

Элементарная поисковая деятельность обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Пoисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, – как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Например, во время дежурства в уголке природы дети обратили внимание на то, что после выходных дней у бальзамина опустились листья, а кактус выглядит совсем свежим. Используя эту ситуацию, воспитатель ставит перед детьми задачу: «Почему так произошло? Всем ли растениям нужно одинаковое количество воды?»

Затем выдвигаются предположения о причинах того или иного явления или его результат. Например, зимой дети выносят подкрашенную воду на мороз, чтобы получить цветные льдинки. Воспитатель спрашивает: «Почему на улице зимой вода превращается в лед? Можно ли изготовить цветные льдинки в помещении?» дети делают разные предположения, одни – более точные и конкретные: «Вода на улице замерзнет – будет лед»; другие – ошибочные: «Вода может замерзнуть и на улице, и в комнате»; третьи – недостаточно точные: «На улице будет лед». Ни одно высказывание не должно остаться без внимания, все предположения детей должны быть обсуждены.

Следующий этап поисковой деятельности – это обсуждения высказанных детьми предположений и выбор способов их проверки, что является важнейшим этапом поисковой деятельности. Различные способы проверки результатов предлагает воспитатель, но можно использовать для проверки и способы, предложенные детьми.

Это мoгут быть:

  • кратковременные наблюдения. Например, при определении необходимости поливки растений;
  • длительные сравнительные наблюдения, опыты. Могут быть использованы, например, для выявления связи между способом передвижения животных (кузнечик, кролик, лягушка) и строением конечностей;
  • демонстрацию моделей можно использовать для установления механизмов маскировки животных. Например, наблюдая гусениц бабочки-капустницы, дети замечают, что их трудно различить на листьях капусты.
  • также для проверки предположений и решения познавательных задач используются эвристические беседы. Такая беседа предполагает установление причин разнообразных природных явлений с помощью рассуждений. Например, во время прогулки при оттепели воспитатель обращает внимание на то, что ветки кустарников унизаны гирляндами капелек воды. Предлагает догадаться, что произошло и почему, куда делся снег, который утром дети видели на ветках.

Используя все эти способы, воспитатель имеет возможность, организуя поисковую деятельность, помогать детям усваивать не только общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.

В заключение поисковой деятельности происходит формулирование выводов на основании анализа полученных результатов наблюдений, опытов, моделирования, рассуждений. Воспитатель не должен торопиться делать выводы сам. Надо побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов. Очень важно поддерживать увлеченность ребенка делом от начала и до конца эксперимента. На всех этапах ребенок должен почувствовать свою причастность к открытиям.

Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. И здесь детям обязательно нужна помощь родителей. Экспериментирование поможет разнообразить семейный досуг. В совместной деятельности ребенка и взрослого отрабатываются способы организации безопасных опытов и экспериментов в квартире и на улице; формируется навык совместной работы с ребенком, как партнером по серьезному, новому делу; появляется твердое знание индивидуальных особенностей ребенка.

Н.Н. Поддьяков: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» [2].

Можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь