Байдина Нататья Александровна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
Есть несколько классификаций видов подвижных игр в зависимости от признаков, положенных в основу той или иной классификации. Прежде всего, это подвижные игры с простыми и сложными правилами.
Игры с простыми правилами
В играх с простыми правилами именно правило подсказывает ребенку его действия в игре: «Поезд», «Лошадки». В этих играх все дети выполняют одинаковые двигательные действия и использовать их стоит в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Сюжетные и несюжетные подвижные игры
В следующей классификации все подвижные игры, в зависимости от характера двигательных действий, разделены на следующие виды: сюжетные и несюжетные игры, игровые упражнения, игры-эстафеты и игры с элементами спорта, игры-аттракционы.
Сюжетные игры
В основу сюжетных игр положен определенный сюжет, например: «Солнышко и дождик», «Гуси-лебеди», «Волк во рву» и другие. Сюжет и правила игры обуславливают характер движений детей.
Такие игры преимущественно коллективные (от 5 до 25 участников). Сюжетные игры используются во всех возрастных группах ДОУ.
Несюжетные игры
Несюжетные игры — это игры типа ловилок, например «Пятнашки», «Жмурки». Они не имеют сюжета, в их основу положены лишь двигательные действия.
К несюжетным относятся игры с использованием различных предметов: «Школа мяча» и тому подобное. В этих играх выполняются конкретные двигательные задачи: набросить кольцо на палку, попасть шаром в кегли.
Надо отметить, что такие игры требуют самостоятельности от детей, быстроты, ориентации в пространстве. Несюжетные игры целесообразно использовать в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Игровые упражнения
Игровые упражнения тоже делятся на упражнения сюжетного и несюжетного характера.
Упражнения сюжетного характера — «Мишка на свергнутому дереве» (ползание по скамейке); «Попугай на шесте» (ходьба в равновесии по гимнастической палки) и тому подобное.
Игровые упражнения несюжетного характера — это упражнения, в основу которых положены действия с предметами: «Добеги до флажка», «Пролезь в обруч».
Игровые упражнения имеют ряд преимуществ: они выполняются каждым ребенком и выполнения двигательного задания не связано с действиями других детей; воспитатель добивается усвоения того или иного движения всеми детьми; в ней более четко выступают задачи прямого обучения.
Подвижные игры спортивного характера
К играм спортивного характера относятся городки, волейбол, баскетбол, футбол, большинство из них вводятся со старшей группы. Также игры-эстафеты, которые применяются в работе с детьми среднего и преимущественно в старшем дошкольном возрасте.
К играм-аттракционам относятся игры эстафетного характера с элементами соревнований (прыжки на одной ноге — вторую держит товарищ; забрасывание мяча в движущуюся цель; перетягивание каната, ходьба на низких ходулях) — «Бой петухов», «Пес». Их уместно использовать на занятиях физической культуры и спортивных праздниках в старшем дошкольном возрасте.
Игры-эстафеты
Игры-эстафеты — это бессюжетные подвижные игры с правилами, эмоционального характера, которые построены на элементах соревнований в разных основных движениях, часто в сложных условиях. Проводятся только в старшем дошкольном возрасте. Лучше всего их проводить во вторую половину дня, потому что это большая нагрузка на психику детей, которые понимают, что надо выполнять движения соревнуясь.
Если дети справляются с заданием в процессе соревнования, то, значит, они не просто закрепили основное движение, а это движение у них превратился в навык.
По степени физической нагрузки игры бывают большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся те, в которых активное участие принимает вся группа и содержание которых составляют интенсивные движения — бег, прыжки в сочетании с другими основными движениями («Снегири и кот», «Лягушки и цапля», «Рыбаки и рыбки»).
В играх средней подвижности принимают участие все дети, здесь преимущественно спокойный характер движений: метание, ходьба, переступания через предметы («Кукушка», «Море волнуется»). К этим играм относятся все хороводные игры.
Игры малой подвижности предусматривает участие части детей или одного ребенка — другие наблюдают, движения выполняются в медленном темпе («Найди и промолчи», «Чей голос ты услышал?», «Кого не стало?»).
Приведем пример подвижных игр, которые можно проводить в любой группе детского сада.
В лесу
Цель: совершенствовать навыки ходьбы и бега; развивать внимание и ловкость.
Ход игры: дети сидят на стульчиках (скамье), поставленных с одной стороны площадки (спортивного зала).
Воспитатель:
Мы сегодня в лес пойдем,
Там грибочков наберем,
В корзину их сложим,
Домой принесем!
Дети расходятся по площадке (спортивном зале) и делают соответствующие имитируемые движения.
На слова воспитателя:
Быстро корзинки берите ,
На свои места бегите!
Дети бегут к своим стульям (лавкам) и садятся.
Рекомендации по проведению игры: воспитателю следует отметить детей, которые ни разу не ошиблись и быстро нашли свои места. В зависимости от времени года, можно давать разные задания: «Цветочки мы соберем» или «Ягод там мы наберем» и тому подобное.
На огороде
Цель: упражнять детей в ходьбе в разных направлениях, подлезание под веревку; развивать внимание, выдержку.
Оборудование:
корзина; игрушечные овощи; веревка, закрепленная на штативах.
Ход игры: дети ходят по залу, рассматривают овощи, которые заранее разложены на полу, и произносят:
По огороду мы гуляем,
Различные овощи собираем.
Их внимательно рассматриваем,
Только спелые выбираем.
Воспитатель:
Скорее овощи выбирайте,
И в корзинки собирайте.
После этих слов дети собирают разложенные овощи, проползают под веревкой («оградой»), закрепленной на штативах, и кладут их в корзину.
В саду
Цель: развивать у детей глазомер, уверенность, ловкость; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
веревка, закрепленная на штативах; игрушечные фрукты, например, яблоки и груши (одинаковое количество); две корзины.
Ход игры: между двумя штативами (деревьями) натягивают веревку так, чтобы она была на 10-15 см выше от детей с поднятыми вверх руками. К веревке прикрепляют, например, игрушечные фрукты. Детей распределяют на две команды.
Воспитатель:
В садик мы пойдем, мы пойдем,
Груш и яблок наберем, наберем.
После последних слов воспитателя первая команда срывает, например, яблоки и складывает их в корзину, а вторая — груши. Побеждает та команда, которая быстрее соберет предложенные ей фрукты.
Лягушки
Цель: совершенствовать умение прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед; развивать ловкость.
Ход игры: из числа участников воспитатель выбирает «лягушку» и двух «лягушат». Дети становятся кружком, а «лягушка» и «лягушата» — в середину круга.
Дети идут по кругу, проговаривая вместе с воспитателем:
Скачет лягушка по дорожке,
Вытянув длинные ножки.
Увидела комара,
Проквакала…
А за лягушкой лягушки,
Стали весело прыгать,
Тоже увидели комара
Проквакали…
Ребенок, который играет роль лягушки, прыгают по кругу на обеих ногах, на слова «Увидела комара, проквакала…» останавливается и говорит: «Ква-ква-ква!»
Дети, которые играют роли лягушат, прыгают за лягушкой по кругу на обеих ногах.
На слова воспитателя «Тоже увидели комара, проквакали… » останавливаются и говорят: «Ква-ква-ква!».
Воспитатель выбирает новых «лягушку» и «лягушат», игру повторяют.