Педагогические условия развития интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

0
390

Рец Мария Ивановна

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»

Развитие интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при соблюдении следующих педагогических условий:

– соблюдать принцип регионоведения;

– создавать ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края, учитывая индивидуальные потребности;

– использовать возможности цифровых технологий.

материалы в печатный сборник 

Рассматривая первое педагогическое условие – соблюдение принципа регионоведения (природные и экологические особенности территории) необходимо отметить, что регионоведение изучает закономерности и особенности процесса развития и функционирования всех систем региона, а также его место и роль в процессе общероссийского и мирового общественного развития.

Регионоведение – это всего лишь организационная форма сбора и анализа разнообразных, привязанных к определенной территории данных, в нашем случае это природа региона. Общий смысл понятия «регион» выражает следующее его определение: регион– это «крупная индивидуальная территориальная единица», например, природная.

По определению Ю. Н. Гладкого и А. И. Чистобаева, регионоведение – это «область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики экономического, культурного, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами» (15).

В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса.

По мнению О.Ю. Зайцевой, благодаря региональному компоненту содержания дошкольного образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе. Регионализация дошкольного образования предполагает:

– активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя определённого этноса и жителя определённого региона;

– развитие образовательной сферы региона с учётом культурного, эколого-географического и природного богатства региона (28, 109).

Региональный компонент дошкольного образования направлен на развитие интереса у детей дошкольного возраста к природным, культурным, историческим и другим особенностях своего региона, адаптироваться к жизни региона и проникнуться любовью к родной земле.

Что же такое регионоведение с позиции дошкольного образования? Регионоведение для дошкольников – это получение знаний, об истории, культуре, природе родного края, края в котором живет ребенок. Это может быть город, район, поселок т.е. то, что окружает ребенка. Для дошкольника это, прежде всего, дом, детский сад, улица, природа, окружающие люди, то есть все то, с чем ребенок сталкивается каждый день.

Важным для дошкольников является природное окружение, знакомство

с растительным и животным миром (парки, скверы, сады, леса и т.д.). При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими природоведческими понятиями, даже если они привычны для региона где живет дошкольник. Например, климатическая зона, горные хребты, угледобывающие родники и др. Для взрослых эти слова знакомы и понятны, для дошкольников могут быть не знакомы и очень интересны, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать, знакомить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.

Для соблюдения принципа регионоведения необходимо организовывать с детьми непосредственные позитивные контакты с миром природы родного края. Именно это позитивно-ориентированное, региональное общение обеспечит развитие интереса к природе. Сформирует ценностное отношение к природному окружению, удовлетворит его потребность в эмоциональном, чувственном взаимодействии с объектами природы, позволит как можно полнее познать и осознать те процессы и явления, которые в мире природы происходят.

Следующее педагогическое условие – создавать ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края, учитывая индивидуальные потребности.

«Провоцирующие» ситуации рассматриваются как вызов, как приглашение, стимулирование и мотивирование ребенка к действию. «Провоцирующие» ситуации направлены на реализацию поставленной цели, включенность ребенка в определенный вид деятельности, предоставление возможности самостоятельного активного действия, самостоятельное определение путей и средств достижения поставленных целей.

Применение «провоцирующих» ситуаций направлено на: усвоение новых знаний; правильное использование приобретенных знаний в различных ситуациях; положительное эмоциональное отношение к деятельности; удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны педагога; проявление интереса к познавательной деятельности.

Использование мнемотехники при ознакомлении с природой родного края обеспечивает успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Данная технология позволяет легко запомнить большой объем информации о явлениях и объектах природы своего региона. Дошкольники с большим интересом рассматривают картинки, «провоцирующие» их на получение определенного результата, на дальнейшую деятельность.

Используя мнемотехнику у дошкольников проявляются следующие показатели развития интереса: установление закономерностей и приведение ряда доказательств, представление своей точки зрения на ситуацию, мотивацию к тому, что будет дальше, получение результата, усвоение представлений о природе, эмоциональное восприятие на результат своей деятельности.

Рассмотрим следующее педагогическое условие – использование возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, интерактивные игры, презентации и др.).

Цифровые технологии открывают перед педагогами новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на успешную реализацию поставленных задач. Цифровые технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности дошкольника.

Использование цифровых технологий является эффективным средством развития интереса к природе родного края, потому что не всегда получается организовать экскурсии в природу в связи с погодными условиями, труднодоступностью местонахождения объектов природы. А цифровые технологии позволяют организовать виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов и явлений природного мира.

Виртуальная экскурсия в работе с детьми позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. К достоинствам виртуальной экскурсии можно отнести, то что педагог отбирает необходимый материал, составляет маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Виртуальные экскурсии позволяют детям наглядно увидеть и услышать наиболее значимое и главное об объектах природы родного края, например, посетить пещеру, взобраться на гору, отправиться в тайгу, встретиться с дикими животными, увидеть, как птицы готовятся к полету на юг и др.

Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников, что способствует развитию интереса.

Большую роль в активизации интереса дошкольников во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами, представленными в виртуальной экскурсии, но и занимаются активным поиском информации, направленной на развитие интереса у детей. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед подготовкой к виртуальной экскурсии либо получением определённых творческих заданий.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности дошкольника, задача педагога – создать условия для проявления инициативы, самостоятельного поиска, исследованию, что направлено на развитие интереса у детей.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей дошкольного возраста потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, развивает интерес и формирует активную личностную позицию в окружающей природе.

Интерактивные игры и презентации относятся к современным средствам, которые применяются в дошкольных образовательных организациях.

Под интерактивными играми будем понимать он-лайн игры, которые держат ребенка в режиме прямого включения в игровую ситуацию и действуют на него развивающее, т.е. в процессе игры ребенок получает новые знания и навыки. В последнее время педагоги ДОО используют такие игры для развития детей в разных направлениях.

В интерактивных играх используются презентации, повышающие степень усвоения материала и эффективность всего образовательного процесса. Презентацию можно использовать и как дополнение к интерактивной игре, и как самостоятельную часть с заданиями, вопросами и викторинами, загадками и др.

Таким образом, для успешного развития интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным реализация следующих педагогических условий: соблюдение принципа регионоведения (природные и экологические особенности территории); создание ситуаций «провоцирующих детей к поиску информации об объектах природы родного края, учете индивидуальных потребностей; использовании возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, интерактивные игры, презентации и др.).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь