Путешествие по карте ремёсел Кировской области

Демьяненко Евгения Михайловна
Воспитатель
МБДОУ № 85 г. Мурманска

Материал – участник Всероссийского профессионального конкурса учебно-практических и методических материалов «История и культура России – детям»

НАЗВАНИЕ  – «Путешествие по карте ремёсел Кировской области»
НОМИНАЦИЯ  –  статья с презентацией

На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с народной культурой и традициями. В наше прогрессивное время, детям с самого раннего возраста приходится овладевать большим количеством знаний в разнообразных областях, где, казалось бы, такому предмету, как народные промыслы, отведено отнюдь не лидирующее место. Однако культура родной страны не должна теряться в указанном массиве окружающей информации. Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без познания народной культуры.

В нашей работе мы решили познакомить детей с Вятскими народными промыслами. В начале 20 века Вятский край занимал первое место в России по числу мастеров- кустарей! Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. И в настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов.  (1, 2 слайд)

Своеобразным символом вятского края стала знаменитая на весь мир дымковская игрушка. Этот промысел существует более 400 лет, возникла она в заречной слободе Дымково, близ г. Вятка (сейчас это территория г. Кирова). Дымковская игрушка изготавливается из местной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента росписи, яркий колорит, в котором много красного, желтого, синего, зеленого и алого цветов.

Рекламное сообщение  

Каждая игрушка — создание одного мастера, а мастера в основном — женщины. От лепки и до росписи идет никогда не повторяющийся творческий процесс. Нет и не может быть двух одинаковых изделий, каждая игрушка уникальна. Классические сюжеты дымковской игрушки — свистульки, барыни и кавалеры, индюки, олени. Современные мастерицы создают многофигурные композиции на исторические и сказочные темы.  (4,5,6 слайд)

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. (7 слайд)

Вятка так же известна как центр кружевоплетения не только в России, но и за рубежом: кружевные панно, воротнички, пелерины можно увидеть во многих музеях мира! Центр кружевоплетения — город Советск, расположенный в 140 км от Кирова (бывшая слобода Кукарка). По преданию, во времена Петра I поселился в Кукарке бывший корабельный плотник с женой-голландкой. Она-то и научила вятских женщин кружевоплетению. (8 слайд)

История вятского кружева таит в себе много неразгаданного до сих пор. Раньше существовало на Вятской земле,в слободе Кукарке, кружево, которое плелось из домашней пряжи без сколков простым рисунком.Слово «кружево» происходит от слова «окружать». Мастерицы «окружали» красивым узором края одежды и предметов быта (полотенца, скатерти), украшали предметы узорной отделкой. (9 слайд)

Кукарское кружево плетут с помощью специальных приспособлений — коклюшек, используя две техники плетения: парную и сцепную. Кружево из Кукарки можно с легкостью отличить от рязанского или же вологодского: разнообразные варианты плетения вилюшки, использование различных узоров решетки: ромашки, звездочки и т. д. Невероятная красота, воздушность и неповторимое очарование — всё это можно смело сказать о кукарском кружеве. Кукарское кружево на сегодняшний день стало настолько популярным, что вятские мастерицы приглашаются к сотрудничеству с именитыми модельерами и дизайнерами одежды. Некоторые из них работают с Вячеславом Зайцевым. (10 слайд)

На следующих слайдах мы предлагаем вашему вниманию схемы, которые можно использовать с детьми на занятиях по ИЗО деятельности, чтобы научить детей рисовать мотивы кукарского кружева.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь