Белявцева Лилия Владимировна
Ахновская Любовь Николаевна
воспитатели
Неудачина Елена Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 22 «Улыбка»
г. Старый Оскол
ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Двигательная активность, удовлетворённая потребность организма в движении – важнейшее условие для полноценного физического развития, здоровья ребёнка и необходимая форма жизнедеятельности растущего организма. Фраза «Движение – это жизнь» знакома практически каждому человеку. Важно не только знать ее, но и следовать ей, приобщая детей дошкольного возраста к ведению активного образа жизни.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно в удовольствие весь день двигаться: гулять, бегать и прыгать и т.д. Постоянное пребывание летом дошкольника на свежем воздухе и раздолье для движений в природных условиях даёт значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития, повышения иммунитета, позволяет ребенку закреплять знакомые навыки, приобретать новый двигательный опыт. Особенно важно обеспечивать развитие двигательной активности детей на прогулке, способствующей улучшению моторики у ребенка, а также правильному формированию всех систем и органов.
Участок детского сада является главной территорией для летних прогулок дошкольников. Особое внимание на участке детского сада уделяется развитию самостоятельности и творчеству ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств. С этой целью при планировании самостоятельной деятельности на участке детского сада важно позаботиться о физкультурно- игровой среде (пространстве, достаточном для движений, разнообразии и чередовании пособий, инвентаря, игрушек). Создание «ярких пятен» на участке с помощью художественного оформления способствует поднятию эмоционального настроения детей, комфортному пребыванию во время прогулки.
Для создания радостного настроения у детей в летний период на участке своими руками была оформлена «ростовая кукла», которую дети сами назвали – «Никуша». Такой забавный персонаж мы использовали как для организованной, так и самостоятельной двигательной деятельности детей: отправлялись в путешествие, водили вокруг хороводы, организовывали игровые упражнения: «Допрыгни и позвени», «Забрось в ведро», «Перебрось мяч», «Найди, где спрятано» и др. Для проявления интереса к метанию, развитию глазомера рядом со спортивной лесенкой расположили изготовленного из фанеры «Жирафа» с кольцами. На веранде разместили изображения слоника и дружных мишек, подвесили «Карусель из разноцветных ленточек разной длины» для организации различных игр. Для упражнений в подпрыгивании придумали яркие «подвески» из вязаных фруктов и закрепили их на высоте.
Летом, когда одежда и обувь детей легкая и более удобная, комфортно организовывать на самой большой площади на участке, предназначенной для свободной двигательной деятельности детей катание на беговеле, на самокате, велосипеде. Эти виды спортивных упражнений способствуют созданию у детей бодрого жизнерадостного настроения, развитию ориентировки в пространстве, умению управлять, соблюдать равновесие, воспитывая такие качества, как ловкость, смелость, уверенность в своих силах. Катание делает пребывание детей на воздухе более интересным и содержательным – способствует повышению их двигательной активности.
Подвижные игры привлекают дошкольников своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, которые стимулируют работу разнообразных мышц, усиливают обмен веществ, способствуют закаливанию и оздоровлению. Дети полюбили такие подвижные игры, как «В Трифона», «Бездомный заяц», «Апанас», «Хитрая лиса», «Яша и Маша», «Заря-зарница, красная девица» и др.
Среди любимых игр детей естественно и игры с мячом. Такие игры очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает ребенок мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Дети сами придумывают самые разнообразные игры с мячом от простых, когда можно как покидать, так и попинать ногой, и до более сложных.
Важно для летней прогулки планировать не только физические и спортивные упражнения, подвижные игры, но и элементы спортивных игр (футбол, городки, бадминтон), которые повышают двигательную активность и приобщают дошкольников к летним видам спорта.
Лето – самая любимая пора всех детей. Создание комфортных и интересных условий на участке и организация двигательной деятельности на открытом воздухе позволяет не только шире использовать двигательный потенциал, приобретенный детьми за весь предыдущий период, но и приносит определенный оздоровительный эффект.