Агафонова Ирина Александровна
Ефремова Валентина Владимировна
Анопкина Елена Николаевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Народные игры в ДОУ
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Наша цель – это приобщение детей к народной культуре народов России.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи: • Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Народные игры, которые используются в практической работе ДОУ.
Первая младшая группа.
Программное содержание: Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Выполнять несложные правила: догнать, убежать, выбрать. Поощрять попытки детей к импровизации при показе образных движений («идет петушок» или «идет киска». Игры: «Трух-тух, турутру» («Петушок»), «Идет коза рогатая» «Идет кисонька из кухни», «Большие и маленькие ножки» «Догонялки», «Ручьи».
Вторая младшая группа.
Программное содержание: Побуждать детей не только участвовать в действиях, которые становятся более сложными, но и подпевать текст, диктующий эти действия. Усложнять правила: увертываться, убегать, правильно отвечать на вопрос. Более широко вводится импровизация. Использовать считалки для ведущих (считалку произносит взрослый). Игры: «Кисонька-мурысонька» «Барашеньки» «Ручеек», «Заинька серенький».
Средняя группа.
Программное содержание: Учить детей импровизировать в действиях и ответах. Усложнять правила: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Учить самостоятельно использовать считалки. Игры: «Волк и гуси», «У медведя во бору». «Снежная баба», «Два мороза» «Вареная репка», «Марьюшкино поле»
Старшая группа.
Программное содержание: Вызывать желание участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Усложнять правила: какие-либо действия выполнять в определенном порядке. Стараться отобразить характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли. Предлагать песенную импровизацию известных считалок, при этом действовать самостоятельно. Игры: «Дедушка Сысой»,«В клубок» «Водяной», «Горелка» (вариант),«Мак маковистый»,«Махоня» «Баба Яга».
Подготовительная к школе группа.
Программное содержание: Активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом. Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Дать понятие вариативности отдельных игр в зависимости от местности. Учить импровизировать по конкретному заданию: на одной ступени, на двух, трех. Игры: «Воробей», «Селезень утку догонял» (два варианта), «Горелки» (два варианта), «Плетень» «У редечкю потягу», «Горшки» (два варианта), «Хороню я золото» «Кострома», «Ты слети-ка, сизый голубочек» (вариант «Мака»), «А мы просо сеяли», «Бояре».
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.