Гензе Надежда Ивановна
педагог-психолог
Самсонова Наталия Васильевна
инструктор по физической культуре
Захарова Ольга Дмитриевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Важно знать, что для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятий, памяти, преодоления многих неблагоприятных явлений, таких как: гипертонус и гипотонус, телесных установок, вредных привычек (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей), синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т.д.).
Наличие этих расстройств мешает развитию и становлению речи, влияя на развитие мышления, интеллекта, эмоциональной сферы и интеллекта в целом. Проявляются проблемы в коммуникации, в построении отношений с близкими, друзьями, а во взрослом возрасте и с коллегами в профессиональной среде.
Речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Сегодня все чаще в работе с детьми, имеющими нарушения речи, используется нейропсихологический подход, позволяющий лучше изучить и понимать индивидуальные психологические особенности дошкольника, которые зависят от действующих механизмов созревания мозговых структур и социальных требований.
Чтобы понять причины нарушений речи ребенка и уметь правильно оказывать помощь, необходимо знать структуру головного мозга. А.Р. Лурия были выделены 3 основных функциональных блока.
I блок мозга – нейродинамический, подкорковый, блок наследственных программ действия. Основное развитие происходит от внутриутробного периода до 2 — 3 лет. Отвечает за тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности.
1 блок отвечает за сформированность врожденных речевых и языковых способностей (дыхание, мышечный аппарат, работа зрительного и слухового анализатора).
У детей с нарушением 1 блока наблюдается дизартрия, дисграфия; сужение полей зрения, движение языком во время работы руками.
Для коррекции развития 1 блока мозга в занятия с ребенком необходимо включать дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, блок глазодвигательных упражнений, тренировка мышц речевого аппарата.
Игры и упражнения, направленные на развитие 1 блока мозга:
Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Осы», «Шарик», «Ветер», «Дятел», «Ежик»
Массаж и самомассаж: «Моем голову», «Ушки», «Глазки отдыхают», «Веселые носики».
Растяжки: «Сорви яблоко», «Дерево».
2 блок мозга отвечает за прием, переработку и сохранение информации, поступающей через осязательные, зрительные и слуховые приборы. Основное развитие от 3 до 7—8 лет.
Из-за недостаточной сформированности 2 блока мозга у ребенка страдает: память, несформированность пространственных представлений; несформированность сенсомоторных координаций (например: согласованные глаз и действия рук и т.п.); неловкость, однотипность движений.
Второй блок отвечает за формирование речевых навыков (связная речь), формирование межполушарных асимметрий, формирование доминантного полушария, доминирующей руки.
Для развития 2 блока мозга необходимо развивать психические функции: которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: тактильное, зрительное, слуховое восприятие, память, пространственные представления и речь.
Игры и упражнения, направленные на развитие 2 блока мозга:
– тактильные и кинестетические (рисунки на спине, на ладонях, игра с палочками, ощупывание фигурок);
– зрительные (разрезные картинки, лабиринты, загадочные рисунки);
– глазодвигательные: «Дождик», «Ветер», «Чудеса».
– пространственные (конструирование и копирование, графические диктанты).
3 блок мозга – программирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности (уровень произвольной регуляции и самоорганизации). Третий блок отвечает за свободное владение речью, как инструмента программирования своего поведения и анализа поведения окружающих.
Для детей, у которых страдает третий блок, бедная речь, характерны трудности самоконтроля.
Для развития 3-го функционального блока мозга на занятиях необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование навыков внимания, программирования, целеполагания, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Игры и упражнения для развития 3 блока головного мозга: самоконтроль: «Летает – не летает», «Море волнуется», «Съедобное – несъедобное», «Клубочек».
Игры для развития серийной организации движений: прыжки со скакалкой; прыжки через веревочку (вращение веревки, прыжки); игра с мячом (правой рукой, левой рукой, попеременно); классики.
Опыт показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, – его называют “эффектом ненаправленной коррекции”,- что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
Все выше предложенные игры и упражнения необходимо включать в образовательную деятельность всеми педагогами дошкольного учреждения. Педагогам следует помнить, что коррекционно-развивающая и формирующая работа на занятиях направлена “снизу вверх” (от движения – к мышлению), а не наоборот. Важно знать каждому, что неподвижный ребенок не обучается!
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Список источников:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. – с.212.
- Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении 2-е изд. – М.: Генезис, 2016 – 216с.
- Колганова В.С. Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 416 с.