Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Левашина Алёна Степановна
воспитатель
МБДОУ ЗАТО д/с №30
г. Североморска, Мурманской обл.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Задачи:
- Продолжать учить находить и называть, как можно больше объектов на картине.
- Закреплять умение находить части объектов.
- Учить детей видеть и объединять взаимодействия объектов на физическом и эмоционально – духовном уровне.
- Учить составлять загадки на основе сравнений.
- Учить детей «вспоминать» прошлое и представлять будущее объектов, изображённых на картине.
- Упражнять детей в составлении связных текстов, основанных на различных ощущениях.
- Учить составлять рассказ от имени взятого на себя образа.
Материал: картина.
Ход занятия:
Воспитатель: в гости к нам пришёл волшебник «Дели» со своим волшебным биноклем. Перечислите, кого вы видите на картине, что ещё можно увидеть на ней.
Дети: заяц, снег, лиса, деревья, кочки, сухая трава, тень зайца, небо, облака, др.
Воспитатель: волшебник «Объедини» любит всё объединять, все предметы связывать между собой. Что же он на этой картине объединит?
Дети: заяц и снег: он бежит, убегая от лисы по снегу; лиса и ёлка: лиса перепрыгивает через маленькую ёлочку, догоняя зайца; берёза и земля: берёза растёт на земле, и корни её пьют воду; лиса и заяц: лиса охотится за зайцем.
Воспитатель: Как вы думаете, а ветку с землёй можно связать?
Дети: да, ветка растёт на дереве, а дерево стоит на земле и берёт из неё соки.
Воспитатель: а все ли деревья здесь одинаковые?
Дети: нет, одни высокие, другие низкие. Берёза высокая, а ели низкие.
Воспитатель: берёза стройная, как …? (палка, столб, солдат, балерина)
Иголки у ели колючие, как …? (ёжик, нож, сосулька, вилка, булавка). Чем между собой отличаются елки?
Дети: одна высокая и пушистая; а другая низкая и более гладкая, а третья ниже всех, она такая низкая, что через неё лиса перепрыгивает.
Воспитатель: ель пушистая, как…? (мех, снег, вата). А какой заяц?
Дети: он белый, как снег, как молоко и др.
Воспитатель: а какие у него уши? Как что?
Дети: длинные, как уши у собаки, как палка, как стебелёк.
Воспитатель: с чем можно сравнить бег зайца?
Дети: бегает, как стрела, как велосипед, как конь, как гонка, как гепард, как кенгуру, как мотоцикл.
Воспитатель: что делает лиса?
Дети: подпрыгивает, чтобы быстрее догнать зайца, она голодная.
Воспитатель: какой у лисы хвост?
Дети: пушистый, как… (щётка, веник, ёлка, шуба др.…)
Воспитатель: представьте, что вы трусливый заяц, что вы чувствуете?
Расскажите.
Дети: страх, ужас, холод, грусть др…
Воспитатель: а теперь придумайте загадку про те объекты, которые вы видите на картине.
Дети: быстрый, но не конь.
Осторожный, но не разведчик.
Мягкий, но не снег. Кто это? (Заяц)
Пушистый, но не шубка;
Рыжий, но не огонь;
Метущий, но не веник. (лисий хвост).
Физминутка: «Раз, два, три, замри: покажи, что ты видишь на картине».
Воспитатель: представьте себе, что вы попали в этот лес. Что вы слышите?
Дети: (закрывают глаза) – дует сильный ветер, шелестит трава, пищит мышка под снегом, хрустит снег под лапами у лисы и зайца.
Воспитатель: какие запахи вы чувствуете?
Дети: пахнет свежестью, хвоей, снегом…
Воспитатель: потрогайте зайчика, что вы чувствуете.
Дети: шёрстка мягкая, холодноватая, гладкая, пушистая.
Воспитатель: а дерево?
Дети: твёрдое, шершавое, ветки гладкие.
Воспитатель: Давайте станем волшебниками и определим время года и время суток. Какое время года?
Дети: зима.
Воспитатель: День или вечер?
Дети: день.
Воспитатель: Что с зайцем было утром?
Дети: он проснулся голодным, пошёл искать себе еду. Рядом была деревня, забежал во двор, нашёл капустные листья, съел их, поскакал дальше искать сухую траву.
Воспитатель: а что с ним будет поздним вечером?
Дети: спрячется и ляжет спать, на него нападёт сова.
Воспитатель: Как вы думаете, а что с ним было прошлым летом?
Дети: он был маленьким зайчиком, серого цвета. Он щипал зелёную травку, мама о нём заботилась.
Воспитатель: А давайте представим, что мы в картине и каждый из вас превратится во что-то или кого-то, и придумает свой рассказ о том, что он увидит в картине. Не назвать свой рассказ.
Например:
«Травинка».
Я травинка. В прошлом году выросла, была зелёная и развевалась на ветру, но наступила осень, и я пожелтела, меня никто не стал кушать, потом выпал снег, а я так и осталась торчать на всю зиму. Ветер дул сильно, но со мной ему не справиться, ведь я почти вся под снегом, мне тепло. Как хорошо быть травинкой – лиса меня не съест, но только бы не заметил зайчик.
«Хитрая лиса».
«Зайчик».
«Ёлочка».
Итог: Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей.
Нарисуйте дома зайчика, который убежал от лисы или лису, которая подружилась с зайчиком.
Список литературы:
1.Белоусова Л.Е. «Удивительные истории» СПб «Детство – пресс» 2003.
2.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б., «Обучение составлению творческих рассказов по картине» Москва, 2006.
3.Страунинг А.М. «Методы активизации мышления дошкольников».