Евсюткина Людмила Алексеевна
Чугай Татьяна Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС №40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа
Материал участвует “Постоянно действующие профессиональные конкурсы для педагогов”
Конспект фронтальной ООД в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с НОДА «Космос – это интересно!»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: развитие и обогащение знаний детей о космосе, обогащение и активизация активного словаря детей о профессии космонавт.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжить расширять представления о космосе, профессии космонавт.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Оптимизировать и стабилизировать общий тонус тела, снять скелетно-мышечное напряжение.
- Развить навыки звукобуквенного анализа.
- Развить умение ориентироваться в пространстве, работать со схемами.
- Развить логическое мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Сформировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Методы и приемы работы: ситуативный разговор, загадка, решение примеров, логических задач, двигательные упражнения, работа со схемой, моделирование, дыхательная гимнастика, логоритмика, звуко-буквенный анализ и синтез, релаксационное упражнение, визуализация, совместное рисование на заданную тему.
Форма работы: групповая.
Количество человек: 6-8.
Оборудование: мольберт, картинки с изображением космоса, картина с изображением космонавта, тактильные дорожки, схема ракеты, геометрические фигуры (части ракеты), карточки с примерами, магнитные буквы, картинки со звуками, CD-проигрыватель, музыкальная запись, световой шнур, фибероптический душ «Соднышко», пузырьковая колонна, лист формата А2, канцелярские принадлежности.
Ход ООД.
Приветствие.
Воспитатель:
На корабле воздушном,
Космическом, послушным,
Мы, обгоняя ветер
Несемся на ……(ракете)
(Воспитатель обращает внимание детей на картинки, лежащие на столе (картинки с изображением космоса, планет, космонавтов.) Как вы думаете кто летает на ракете? Какой должен быть космонавт? Космонавт один летит в космос? Вы хотели бы стать космонавтами? Как называется наша планета? (Ответы детей.)
Мы сегодня с вами отправимся в «Звездный городок». Это то место, где проходят подготовку к полету космонавты. Прежде чем отправиться в космос, нам нужно пройти специальную подготовку к полету. Вы готовы? (Ответы детей.)
За каждое правильно выполненное задание мы получаем часть ракеты. Из полученных частей мы с вами соберем ракету, на которой потом отправимся в космос. (Детям демонстрируется схема ракеты.)
- Давайте сосчитаем все части ракеты. Сколько частей нам надо собрать? (Ответы детей.)
- Впереди космические платформы (тактильные дорожки). Сколько их? (Ответы детей.)
- Под второй и четвертой находятся части ракеты. Откуда надо начинать отсчет? (Ответы детей.)
- По платформам очень трудно передвигаться, ведь вокруг открытый космос. Как нам пройти по ним, чтобы не потерять товарищей? (Ответы и предложения детей.)
- Космонавты должны быть очень умными и образованными. Проверим как вы справитесь с примерами. Наш девиз: «Справился сам – помоги товарищу». (Дети решают примеры.)
- Логические вопросы:
Ночью на небе видна бледнолицая… (луна)
Быстрая словно комета, в космос взлетает… (ракета)
Золотые горошины в ночное небо подброшены…. (звезды)
Шарик золотой заглянул в оконце. Что это? (Солнце)
Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
Какие животные уже побывали в космосе? (Собаки)
- Проверьте сколько частей от ракеты мы собрали. (Дети считают.)
Давайте теперь построим ракету из собранных частей согласно схеме. (Дети собирают ракету)
Ребята, настоящий космонавт должен быть внимательным и иметь хороший слух. Посмотрите, у нас лежат картинки, и мы должны с вами составить слово из первых звуков, которые вы услышите. Итак, слушайте слова, находите нужную букву и крепите ее на мольберт:
Звуковой анализ, связь звука с буквой.
- «Рак» (первый звук Р) и т.д.
- «Арбуз» (А)
- «Кактус» (К)
- «Ежевика» (Е)
- «Такси» (Т)
- «Апельсин» (А) (Дети собирают слово.)
Ребята, прочитайте, что у нас получилось. (Ракета). Сколько слогов в слове ракета? (Три слога.) Давайте построим звуковую схему к этому слову. Какой первый звук? (Р) Дайте ему характеристику. (Звук Р, согласный, твердый, звонкий, обозначаем синей фишкой, и т. д. со всеми звуками.)
Мы с вами построили схему, ракета у нас готова, а теперь давайте проверим на герметичность наши скафандры.
Дыхательная гимнастика: вдох через нос – (животик надувается), задержали дыхание – выдох через рот (животик сдувается), а теперь со звуком С-С-С-С-С-С (маленькая дырочка), Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (большая дырочка).
Ребята, давайте сделаем круг и будем произносить слова и выполнять движения по тексту.
Логоритмика «Космос».
Ту-ту-ту построили ракету
Кету-кету-кету сели мы в ракету
Ёт-ёт-ёт отправляемся в полет
Ит-ит-ит в космос ракета полетит
Авт-авт-авт в ракете смелый космонавт
Та-та-та всюду темнота
Да-да-да с права яркая звезда
На-на-на прямо круглая луна
Мета-мета-мета позади комета
Чо-чо-чо у солнца горячо
Ля-ля-ля внизу круглая земля
Ребята, вам удалось построить ракету, и вы стали дружной командой космонавтов. Давайте теперь с космодрома отправимся в космическое путешествие!
Запускаем мы ракету:
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
(1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»;
3-4 – основная стойка.)
Глубокий вдох, выдох. Устраиваемся поудобней на своих посадочных местах. (Выключается свет, включается сенсорное оборудование (световой шнур, фибероптический душ «Соднышко», пузырьковая колонна.)
«Мы вышли в открытый космос. Мы летим в космическом пространстве. Нам светят миллиарды далеких звезд. Мы пролетаем планеты. Мимо нас летят кометы, метеориты…» (Релаксация под космическую музыку, визуализация космоса.)
Наше космическое путешествие подходит к концу. Глубокий вдох, выдох – приземлились! А теперь, давайте нарисуем все то, что вы видели во время своего полета. (Выполнение группового рисунка «Космическое путешествие».)
Рефлексия.
Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня? Чем мы еще занимались? Как вы думаете, вы сегодня приобрели какие-нибудь новые полезные знания? Они как-нибудь пригодятся вам в будущем? Где и как они вам пригодятся? Если нет, то почему? (Ответы детей.)
Прощание.
Длительность мероприятия – 30 минут.
Опорные источники:
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе/ О.С. Гомзяк. – М.: ИЗДАТЕЛЬСВО ГНОМ, 2017. – 128 с.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.