КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ И СЕМЬЕ

Батаговская Н.Н., Малявина Н.Н.,
воспитатели,
МБДОУ ДС №27 «Березка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название – КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ И СЕМЬЕ

секция – 17. «Организация образовательного взаимодействия с семьями воспитанников»

 Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. Воспитывает интерес и любовь к прекрасному, развивает эстетические чувства. Ребенок испытывает радость, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

Иллюстрация – особая область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений. Книжная иллюстрация позволяет подвести ребенка к углубленному восприятию содержания текста. Знакомство детей со сказочными образами – одна из важных сторон работы, направленной на развитие личности ребенка в ДОУ и семье.

Разные рисунки к одному произведению обостряют интерес дошкольников, они начинают более детально рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить.  При знакомстве детей с новым литературным произведением целесообразно обратить их внимание на необычный образ, а позже вернуться к нему, предложив нарисовать сказочный сюжет.

Рекламное сообщение     

При ознакомлении с книжной иллюстрацией необходимо развивать представления о ее роли в детской книге. Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов. Предложить ребенку побыть в роли художника – иллюстратора. Это формирует радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на её содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

В ДОУ целесообразно проводить выставки детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника – иллюстратора. Иллюстрации рассматриваются на занятиях по ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, в процессе самостоятельной детской художественной деятельности.

Основным средством выразительности в книжной графике является рисунок – пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Детей следует познакомить с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

При рассматривании рисунка нужно побуждать ребенка слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать его внимание на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых животных и птиц.

Дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию.

В нашей стране много замечательных художников, работающих в книжной графике. Владимир Григорьевич Сутеев один из зачинателей советской мультипликации. Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Иллюстрировал как сказки собственного сочинения, так и сказки Корнея Чуковского, Альфа Прейсена и др.

Ю. Васнецов примитивист в изображении животных, но их сказочность, красочность одежды заставляет запомнить, вглядеться, узнать у него всегда цветной фон, много декора в народном стиле. Он иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная связь с народным искусством.

Творчество Е.И. Чарушина занимает одно из значительных мест в книжной графике. В иллюстрациях Е.И. Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Художник любил изображать звериных детенышей – пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией:

  1. Эмоциональное целостное восприятие иллюстрации.
  2. Осмысление на уровне обобщения.
  3. Творческое целостное восприятие произведения.

Общие методы и приемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией: чтение литературных произведений, самостоятельное рассматривание иллюстраций, знакомство со сказочными образами, детские иллюстрации к литературным произведениям, сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению, экскурсия в детскую библиотеку, настольно-развивающие игры на основе книжных иллюстраций, выставка книг одного художника.

Книжная иллюстрация имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь