Зайцева Елена Витальевна
Ченцова Светлана Васильевна
педагоги-психологи
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол Белгородская область
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
секция – 5.«Дефицит общения – проблема развития речи».
Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку. Джанни Родари
Основная проблема современного дошкольника заключается в том, что нарушения в речевом развитии проявляются не просто в структурном компоненте речи, а именно в комплексном отставании в развитии речевых компонентов. То есть основные ошибки, проблемы в звукопроизношении сопровождаются несформированностью фонематического слуха, связной речи, способности выстраивает логических высказываний.
Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми.
Современные родители в быстроменяющемся информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение, а дефицит общения – проблема развития речи детей.
Главная роль в речевом развитии детей отводится родителем и всему семейному окружению. Это те люди, с которыми ребенок начинает всесторонне развиваться и чья речь, поведение, речевая культура закладывается первостепенно в развитии ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
В детском саду развитию речи уделяется много внимания: это и совместная деятельность с детьми по развитию речи, это и игры по развитию речи, логопедическая работа, индивидуальная работа и т.д. А дома? У некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребенком, поиграть, позаниматься с ним. Родители признаются, что у них нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с дошкольником.
Наблюдая за играми детей, мы пришли к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Игра с ребёнком поможет не только развить речь ребенка, но и наладить с ним отношения родителей и остальных членов семьи. Крайне важно создать эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются.
Предлагаем родителям развивающие игры для совместного времяпрепровождения дома всей семьёй.
«Доббль» – это динамичная, увлекательная настольная игра, развивающая внимательность и остроту реакции. Специфические правила также тренируют навыки общения и умение проявлять самоконтроль. Настольная игра Доббль, в первую очередь, полезна для активизации речи, развития координации речи с движением, актуализации словаря детей. Для достижения этих целей перед началом игры необходимо проговорить с детьми названия всех символов и обсудить правила, при которых выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Настольная игра «Доббль» содержит набор карточек. Каждая карточка содержит несколько изображений. Между любыми карточками есть только одно совпадающее изображение.
Цель игры: формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности, активизации речи, актуализация словаря детей.
Задачи: всегда нужно быть самым быстрым, чтобы раньше других найти изображение, совпадающее на двух карточках, громко его объявить, затем взять карточку себе, отдать другому или сбросить.
Ход игры:
1) Раздача карт: перетасуйте колоду, положите по одной карточке в закрытую перед каждым игроком, оставшиеся карточки положите в центр стола в открытую.
2) Цель: набрать больше всех карточек
3) Сначала игроки переворачивают свою карточку лицевой стороной вверх. Каждый игрок должен стараться быть самым быстрым, чтобы найти изображение на своей карточке, совпадающее с изображением на верхней карточке в колоде. Первый, кто найдёт и назовет его, берет карточку из колоды и кладет перед собой на свою карточку. Таким образом, в колоде открывается новая карточка. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки в центре.
4) Игра заканчивается, когда все карты из колоды окажутся у игроков. Выигрывает тот, кто набрал больше всех карточек.
Существует 5 вариантов игры.
Для родителей мы сделали электронную подборку настольных игр по темам, которые легко сделать в домашних условиях: весна, зима, лето, осень, профессии, одежда и занятия, Новый год, море, 23 февраля, Пасха, Масленица, цирк, Россия, виды транспорта, спортивный доббль, цифры, алфавит, космос, герои сказок, школа, цвета и игрушки, принцессы, пдд, одежда, овощи, фрукты, мебель, животные, еда, дом, Дисней, динозавры, детские игры и другие.
Игры с фонариком. Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с ребятами. Правила этой игры просты и её легко сделать дома. Нужно лишь распечатать картинки для игры. Бумагу лучше использовать плотную, чтобы изображение не просвечивало. Соединить эти листы между собой («спрятать одну картинку под другую»). Заламинировать эти склеенные карточки, для более долговечного использования. Затем необходимо поднести к карточке фонарик с обратной стороны. И у нас проступает рисунок.
Цель игр с фонариком – повысить эмоциональное, психологическое благополучие; улучшить запоминание нового материала, расширить и закрепить знания детей, расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
Так же подготовили электронную картотеку дидактических игр с фонариком: «Кто спрятался за забором?», «Насекомые в траве», «Что съел хомяк?», «Какой сок? Какое мороженое? Какая конфета?», «Морские обитатели», «Какая обувь лежит в коробке?», «Поварята варят, жарят и пекут», «Полезная и вредная еда», «Больше или меньше», «Сколько стало», «Из чего варенье», «Кто прячется за кустом?», «Таможня» (три варианта игры), «Опасное – Безопасное», «Съедобное – Несъедобное», «Живое – Неживое», «Было-Стало», «Полезное-вредное», «Что лишнее в шкафу?», «Клетка с птичками» и множество-множество других игр…
Роль семьи в речевом развитии ребенка значима. Все усилия педагогов без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Хорошего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, педагогов. Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!
.