Представляем участницу Второго педагогического марафона“Мир дошколят – МОЙ мир”.
Музыкальный руководитель Каспарова Наталья Александровна
Самарская область, г. Тольятти, АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №119 «Волжаночка».
Когда мне было 4 года, в меня закралась мечта. У мечты было имя – Лидия Павловна. Она встречала детей в музыкальном зале, весело здоровалась с нами на песенном языке. Под ее красивыми руками оживали черно-белые клавиши старенького фортепиано и музыка заполняла мир…
Я играла в “Музыкальные занятия”, голосом Лидии Павловны рассказывала куклам о высоких и низких звуках, играла на воображаемой клавиатуре, нарисованной на куске картона.
Благодаря моей маме детской мечте всё же суждено было сбыться — я стала музыкальным руководителем детского сада. К своей профессии я шла обдуманно: театральный кружок, музыкальная школа. Знала, что всё это мне пригодится в будущей профессии. Затем поступив в Тольяттинское педагогическое училище, кроме игры на фортепиано я научилась петь, дирижировать хором, танцевать, сочинять сказки-сцнарии, играть на металлофоне, извлекать звуки из любых предметов!
А с опытом пришло понимание важности своей профессии в духовном и личностном развитии маленького человека. Ведь музыкальную деятельность с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки.Оба эти понятия первичны и важны для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя. Если обратиться к толкованию смысла слов «настройка» и «вступление» с позиции музыкального воспитания, то становиться очевидной серьёзность и важность работы музыкального руководителя.
Глубина и сложность, а главное — значимость этой профессии в настоящее время еще далеко не оценена. Сегодня у детей, живущих в новой информационной среде, проводящих много времени у компьютеров, как никогда важно развивать внутренний мир, эмоциональную сферу, способность чувствовать и понимать других людей, взаимодействовать друг с другом и с миром природы.
Чтобы сформировать у ребенка инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, любознательность, современный музыкальный руководитель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему», уметь «разбудить и поддержать» желание общаться и воспринимать окружающий мир через чувства, эмоции.
Думаю, что знание возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, умение создавать комфортную среду, обеспечивающую ребенку эмоциональное благополучие, владение методами творческого развития в музыкальной деятельности— вот ключевые компетенции современного музыкального руководителя.
Вместе с тем для музыкального руководителя важны такие качества, как профессиональная рефлексия, критическое мышление, поскольку сегодня предлагается огромное количество учебных пособий, программ, репертуарных сборников и для педагога важно уметь делать осознанный, обоснованный выбор.
Конечно, такая эмоциональная и образовательная нагрузка, отнимает много сил как душевных, так и физических. С другой стороны, музыка– это самая приятное, прекрасное и доступное средство общения взрослого и ребёнка. Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил:«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».
Какая же ответственность лежит на тех, кто вводит детей в этот мир!!! Эта ответственность лежит и на мне, поэтому каждая наша совместная с детьми деятельность это открытие нового не только в музыке, но и в мире физкультуры, познании, социализации. А чтобы открытие состоялось, мне, как музыкальному руководителю, требуется владение самыми разнообразными компетенциями: организаторскими умениями, способностями художника-оформителя и костюмера, а также хореографа, аранжировщика, сценариста, и т. д.
Считаю, что важным требованием к музыкальному руководителю является его готовность к самообразованию, умение моделировать игровые ситуации, в которых дети приобретали бы практический опыт решения различных проблем. Профессионализм проявляется и в использовании ИКТ в образовательном процессе. В моем случае это презентации, интерактивные авторские пособия, сайт, с целью взаимодействия с родителями и обмена опыта с коллегами.
Использование информационных технологийпозволяет мне:
- –создавать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности;
- –мотивировать детей к творческой деятельности;
- –разрабатывать дидактические пособия;
- –сокращать время на подготовку к деятельности с детьми;
- –повышать качество и эффективность деятельности.
Таким образом, роль музыкального руководителя в развитии ребенка огромна. От его усилий, возможностей, таланта зависит, сможет ли каждый ребенок найти свой способ творческого самовыражения в том или ином виде музыкальной деятельности, насколько дети будут увлечены музыкой и пронесут ли они это увлечение через всю жизнь, испытают ли чувство удовлетворения и радость. И я счастлива, что могу ввести детей в увлекательный мир, познакомить с творчеством великих композиторов, чья музыка подарит детям прекрасные мгновения душевных переживаний, раскроет неведомые чувства, оставит добрый свет мелодий в их сердцах.
Я часто наблюдаю, как детский восторженный взгляд задерживается на моих руках, скользящих по клавишам. Рождается чья-то мечта…
Расскажите о Марафоне вашим коллегам! Нажмите кнопочки соцсетей!