Исследовательская деятельность как средство развития представлений о величине

0
30

Рец Мария Ивановна

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»

Г.Шебекино Белгородской области

Исследовательская деятельность является одним из основных средств развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Результативным средством развития представлений о величине предметов у дошкольников выступают:

1.Дидактические игры.

Рекламное сообщение  

2.Проблемно-игровые ситуации математического содержания.

Об этом свидетельствует анализ ряда современных научных трудов ученых-практиков: Ю. В. Незнайковой, А. С. Тростянской (61; 83).

Дидактические игры позволяют не только расширять знания дошкольников о предметах окружающего мира, но и способствуют развитию математических представлений: о количестве, величине, геометрических фигурах. Дидактические игры вызывают интерес у детей, в них моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Как отмечает Н.В. Микляева, компонентами, составляющими дидактическую игру, являются дидактическая (обучающая) задача, воспитательная задача, игровая задача, ставящаяся перед детьми, игровые правила и действия (58).

Дидактические игры классифицируются на: игры с предметами («Составь портрет», «Шире, уже», «Собери яблоки в корзины» и др.), настольно-печатные игры, связанные с величинами («Кто какого роста», «Подбери домик», «Большой, средний, маленький» и др.), словесные («Опиши предмет», «Назови кто выше» и др.).

Для развития математических представлений используются такие дидактические игры как: игры-путешествия во времени («Когда это было?», «Когда это будет?» и др.), игры на ориентировку в пространстве («Как найти?», «Куда идти?», «Где спрятался?» и др.), игры с геометрическими фигурами («Волшебные фигуры», «Угадай» и др.); игры на логическое мышление («Ответь без слов», «Головоломка», «Конструирование по схеме» и др.).

Проблемно-игровые ситуации математического содержания являются важным средством развития представлений о величине предметов у дошкольников. Дети, участвуя в проблемно-игровых ситуациях овладевают, поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.

Проблемно-игровые ситуации математического содержания способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности. Успешно развиваются мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Проблемно-игровые ситуации проходят в виде диалога педагога с ребенком, в ходе которого в доступной и занимательной форме ребенок овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Например, с целью научить измерять протяженность объектов условной меркой, определять зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, проводится проблемно-игровая ситуация «Что получится, если измерять разными мерками?», с целью развития умения у детей сравнивать предметы по ширине, определяя, что шире, что уже проводится проблемно-игровая ситуация «Закрой двери в домиках», с целью установить соответствия между величиной (размерами) сооружения (постройки) предлагается проблемно-игровая ситуация «Построим гаражи» и т.д.

Педагог, применяя проблемно-игровые ситуации знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определённым порядком выполнения действий. Создаёт особые условия, которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения поставленных заданий, и, конечно, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, при этом выдвигая разные пути их решения.

К следующему средству развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста можно отнести применение системы М. Монтессори, где предлагаемые ею дидактические материалы называет «материализованными абстракциями» и подразумевает под данным названием такие понятия как «вес», «величина», «форма», «цвет» которые являются абстрактными, ведь существуют лишь предметы, имеющие вес, величину, форму, цвет (89).

Для развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста можно будет применять сенсорные материалы
М. Монтессори с точки зрения их косвенного математического смысла. Рассмотрим сенсорные материалы более подробно:

– «Красные штанги» – сенсорный материал состоит из десяти красных штанг, различающихся по длине. Размер каждой штанги уменьшается на 10 миллиметров. Действуя с данным материалом, ребенок легко освоит понятия «длинный», «короткий», «длиннее, чем…», «короче, чем…»;

– «Розовая башня» – сенсорный материал состоит из десяти кубов. Размер каждой стороны кубов уменьшается последовательно на 10 миллиметров. Кубы имеют последовательно меняющийся вес. Башня выстраивается с соблюдением следующей последовательности от большого к маленькому кубу и любые другие построения из розовых кубов сохраняют этот принцип. Действуя с данным сенсорным материалом, ребенок усваивает следующие понятия «большой-маленький», «больше, чем – меньше, чем»;

– «Блоки цилиндров» – сенсорный материал состоит из десяти цилиндров и десяти отверстий, различающихся высотой и объемом. У отверстий блоков разная глубина и объем. Действуя с данным сенсорным материалом, ребенок знакомится с понятиями «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий»;

– «Коричневая лестница» – сенсорный материал представлен десятью призмами разной величины. Каждая призма имеет одинаковую длину, а ширина каждой стороны отличается на 10 миллиметров. Призмы коричневой лестницы выстраиваются строго от самой толстой к самой тонкой, и все другие построения сохраняют этот принцип. Дети легко знакомятся с понятиями «толстый-тонкий», «тоньше, чем…», «толще, чем…».

Необходимо обратить внимание на то что, применяя сенсорные материалы значительно расширяется словарный запас. В данном случае оно происходит за счет усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности. Как известно, часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» или «Какие?», называется прилагательным, поэтому лексикон обогащается, главным образом, за счет прилагательных.

М. Г. Сорокова, Д. Г. Сороков анализируя систему М. Монтессори выделяют пять этапов работы с сенсорными материалами, где первые три этапа описаны самой М. Монтессори:

  1. Работа с предметами, наиболее контрастирующими по состоянию исследуемого свойства или обладающими этим свойством в его «основных» проявлениях.
  2. Составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов.
  3. Градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства.
  4. Упражнения на:

– повторение показанного способа действия с предметами и решения предлагаемой задачи практического и познавательного характера в целом;

– применение показанного способа действия к другим предметам из того же материала;

– модификацию показанного способа действия с предметами;

– овладение другими – более сложными или открывающими новые возможности исследования свойств предметов – способами действия с теми же предметами;

– применение полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия в реальной жизни.

  1. Расширение словарного запаса за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности (89).

Таким образом, к средствам развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: исследовательскую деятельность; дидактические игры, проблемно-игровые ситуации, дидактические материалы М. Монтессори.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь