Степнова Татьяна Александровна
Музыкальный руководитель
Травкина Ирина Николаевна
Инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 5 «Незабудка»
Чернякина Олеся Васильевна
Педагог-психолог
МБДОУ ДС № 24 «Березка»
Дурнева Галина Николаевна
Воспитатель
МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»
Материал участников Второго межрегионального Фестиваля мастер-классов среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Творческой мысли каскад» – 2022 год
Мастер класс для педагогов
Цель: познакомить педагогов с музыкально оздоровительной работой в ДОУ, обеспечивающей дошкольникам укрепление физического и психического здоровья, развитие музыкально творческих способностей и формирование привычек к здоровому образу жизни.
Задачи:
– Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в проведении музыкально-оздоровительной работы.
– Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих инновационной деятельности.
– Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер класса.
Введение в проблему
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально эстетической, психологической и физической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого и физического потенциала в наибольшей степени способствует синтез образовательных областей.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему формирования системы музыкально оздоровительной работы в ДОУ. Используя данную систему работы на музыкальных и спортивных занятиях, мы осуществляем синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства, физических нагрузок, психологических упражнений, тем самым, создаём условия для воспитания целостной творческой, психологически и физически развитой личности, что способствует и осуществлению цели современного образования.
Данный компонент работы на музыкальных и физкультурных занятиях расширяет развивающие и воспитательные возможности музыки и физических нагрузок, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Авторский подход к решению проблемы.
На музыкальных и спортивных занятиях, а так же в свободной деятельности детей актуально использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды деятельности на занятиях, которые развивают физические и музыкальные способности дошкольников, можно разнообразить с пользой для здоровья физического и психического.
Предлагаем вам комплекс упражнений, которые мы используем в нашей работе. Любое наше занятие мы начинаем с волеологических песенок попевок, которые, дети сопровождают движениями в соответствии с текстом. Эти упражнения сочетаются с элементами самомассажа, что способствует возникновению приятных и положительных эмоций, раскрепощает детей и настраивает детей на проведение занятия.
Доброе утро!
- Доброе утро! (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
Будет веселее!
- Мы погладим лобик, (выполняют движение по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми (фонарики)
Как в саду цветочки!
- Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
- Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова. (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Будьте все здоровы!
«Просыпайтесь»
Ладошки просыпайтесь, похлопайте скорей!
Ножки просыпайтесь, спляшите веселей!
Ушки мы разбудим, лобик разотрем,
Носиком пошмыгаем и песенку споем:
«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!
Всем, всем, всем!»
Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)
Здравствуйте ножки, топ, топ, топ, (топают)
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх, (хлопают по щечкам)
Здравствуйте губки, (3 раза «чмокают»)
Здравствуйте, зубки, (3 раза стучат зубками)
Здравствуй мой носик, бип, бип, бип, (нажимают указательным пальцем на нос)
Здравствуйте, малышки! Всем – привет! (посылают «привет»)
Ручки, просыпайтесь!
Ручки, ручки, просыпайтесь, здравствуйте! (разводят руки в стороны)
Ласковые ручки наши, здравствуйте! (гладят ладошки)
Пальчики сердитые, здравствуйте! (растопыривают пальцы)
И ладошки наши крошки, здравствуйте! (хлопают)
Разбудите наши ножки, здравствуйте! (наклоняются и хлопают по коленям)
Топотушки, топотушки, здравствуйте! (топают)
И пружинки, и пружинки, здравствуйте (пружинка)
И притопы, и притопы, здравствуйте! (выполняют притопы)
Дети с большим удовольствием выполняют эти упражнения, которые можно усложнять, делать более амплитудными, добавить массажный мячик или губку для массажа. Самомассаж оказывает свое действие на все активные точки организма, при этом активируя их, влияет на состояние здоровья, укрепляя мышцы, улучшая питание тканей, повышая эластичность кожи. Несложные добрые тексты, мелодия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.
Одним из основных плюсов этой здоровьесберегающей технологии является то, что ее можно применять в самых разных образовательных ситуациях и режимных моментах, начинать можно с самого раннего дошкольного возраста.