Применение прикладного анализа поведения родителями воспитывающих ребенка с РАС и другими ментальными нарушениями

Анохина Ольга Васильевна
педагог-психолог
Косарева Людмила Владимировна
воспитатель
Тимонова Лилиана Аликовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик» 
Иванова Ольга Анатольевна,
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
город Старый Оскол Белгородская область

Материал участников  Второго межрегионального Фестиваля мастер-классов среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Творческой мысли каскад» – 2022 год

Мастер-класс для педагогов ДОУ

В связи с ростом в последнее десятилетие числа детей с РАС, особенную значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается. Психологи, педагоги, работающие с аутистами, решают многие задачи, но их работа не ограничивается взаимодействием с ребенком, она так же включает в себя и взаимодействие с семьей. Основным фактором, по мнению специалистов, способствующим развитию и социализации ребенка является семья. Будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, она принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Отношения и связь с родителями составляют необходимое условие личностного развития. На начальном этапе работы по программе прикладного анализа поведения осуществляется ознакомление родителей с методами и приёмами работы, участие в практическом обучении, наблюдение за ребенком дома при проведении программы, за динамикой развития ребёнка. В ходе ознакомления осуществляется повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки и обучения детей с аутизмом. Для достижение положительных результатов, для родителей проводятся специальные мероприятия, где рассматриваются вопросы организации ПАП в домашних условиях.

Данной формой работы является родительское собрание с элементами тренинга

Предлагаю вашему вниманию отчет о таком собрании.

Рекламное сообщение     

Родителям предлагается провести разминку и выполнить  Упражнение «Это я!»

Цель: поздороваться, снят тревожность.. Педагог: «Каждый из вас называет свое имя, и обязательно подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое может его охарактеризовать, отражает его индивидуальность. Например, «Я Оксана. Я откровенная».

Далее родителям предлагается ознакомиться с презентаций «Прикладной анализ поведения. Начальные сведения».

В которой рассказывается, что это за метод и его основных принципах. О важности индивидуального подхода, значимости поощрений. Видах и приемах использования подсказок. Его плюсах и минусах, на чем он основывается, и что необходимо делать родителя для успешного его применения.

Далее родителям предлагается обсудить представленную презентацию с помощью упражнения «Собери фразу».

Материалы: фразы, которые описывают основные принципы АВА терапииразрезанные на части. Родители пытаются собрать задуманное словосочетание из имеющихся у них частей. После того как фразы собраны родителям дается 5 минут, чтобы подумать и обсудить между собой согласны ли они с принципом или нет, какие у них возникли вопросы, аргументировать согласие или не согласие. Обсуждение ведется до тех пор, пока у родителей не останется вопросов и сомнений.

Примеры фраз: Выполнение действий по образцу

  • Следовать правилам поведения на занятиях
  • Собирать данные о поведении ребенка
  • Обращаться за помощью в сложных ситуациях
  • Уметь давать ребенку подсказки
  • Уметь давать ребенку инструкции
  • Сотрудничать с педагогами

После этого предлагается ознакомиться с презентацией «Руководящий контроль». Рассказывается что такое руководящий контроль. Что он является основой эффективной работы.Как его правильно организовать, от чего зависит эффективность применения прикладного анализа поведения. И семь основных ступени его внедрения.

Так как родители интенсивно поработали. А впереди еще практическая часть. Предлагается провести упражнение на расслабление «Небо». Которое поможет дальше эффективно продолжить работу. А так же , родителям придется много и напряженно работать что бы помочь детям. Надо уметь и отдыхать.  И умение расслабляться им будет очень полезно.

 Включается релаксационная музыка и проводиться упражнение.

Затем приступаем к практической части .Родителям предлагается попробовать выполнить образец задания, которые ребенок будет выполнять по программе обучения. Для этого предлагается разбиться на пары. Один из родителей будет выполнять роль ребенка, а другой – инструктора.

Первое упражнение «Пойми меня»

Предлагается попробовать выбрать поощрение с помощью игры. Инструктор должен понять какой предмет будет являться поощряющим. Для этого он выкладывает перед ребенком  игрушки в разной последовательности и в разном положении. Взрослый в роли  ребенка выбирает для себя более сильное и менее сильное поощрение. Более сильное он берет чаще, а более слабое реже. Инструктор должен понять где какое.

Упражнения «Научи ребенка».

Так же  предлагается разбиться на пары. Один из родителей будет выполнять роль ребенка, а другой – инструктора.

Задание по имитации, относиться к крупной моторике. Ребенок будет имитировать движения крупной моторики после инструкции «Сделай так, как я». Предлагаемые движения: руки вверх, руки вперед. присесть на корточки, наклониться и т.п. Взрослый предъявляет ребёнку инструкцию: «Сделай так!», а затем демонстрирует модель движения (из списка), которую ребёнку нужно будет повторить. Сначала ребенок отказывается делать задание, инструктор с помощью подсказок помогает ему. Сначала полной физической подсказки, затем частичной физическая подсказка . При следующей инструкции ребенок выполняет полностью сам, после каждого выполненного задания не зависимо с подсказкой или нет, ребенок получает подкрепление (игрушку, которая была выбрана в предыдущем задании или похвалу).

Подведение итогов.Родителям предлагается задать вопросы по теме собрания. А так же поделиться впечатлениями от встречи и продолжить фразу: «Я принимаю или не принимаю прикладной анализ поведения и буду или не буду следовать его правилам потому что …».

 Прощание. И раздача памяток «Руководящий контроль».

 

Список использованных источников

  1. Высотина Т.Н. Проблема родительского отношения к детям со сложными нарушениями развития (аутизм с умственной отсталостью) в отечественной и зарубежной литературе // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12
  2. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.:Теревинф, 2003.
  3. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом.- СПБ.: Речь, 2007. 4. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=898239 5. https://autism-frc.ru

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь