Использование предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации для развития познавательного интереса, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Кудрявцева Оксана Викторовна
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – Детский сад № 12
города Шебекино Белгородской области» 

Познавательное развитие по стандарту дошкольного образования предполагает вовлечение детей в самостоятельную деятельность, развитие воображения и любознательности.   Одна из задач стандарта предполагает: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Для реализации данной задачи в дошкольной образовательной организации переоборудован «Зимний сад». Он разделен на несколько зон, каждая из которых способствует развитию познавательного интереса.   

В «Зимнем саду» дошкольники знакомятся с комнатными растениями. Все растения подобраны в соответствии с образовательной программой детского сада. Дошкольники знакомятся с условиями жизни комнатных растений; узнают о различных способах размножения; закрепляют знания о структуре комнатных растений; совершенствуют навыки ухода за комнатными растениями.  

Находится панно «Времена года». В соответствии с сезонными изменениями дети самостоятельно и с помощью педагогов дополняют панно дидактическим материалом. Это помогает расширять и систематизировать знания дошкольников о зимующих и перелетных птицах; получить полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде; расширить знания детей о насекомых.  

Особую ценность представляют пособия, которые изготовлены детьми при реализации экологических проектов и во время организованной образовательной деятельности. Работая над проектом «Берегите лес» дошкольники подготовительной к школе группы изготовили «запрещающие» знаки. С их помощью дети расширяют собственные знания о правилах поведения в лесу, рассказывают детям средних и старших групп о бережном отношении к природным ресурсам Белгородчины.   Детьми и воспитателями старшей группы изготовлена игра «Первоцветы Шебекинского района». Она учит дошкольников классификации; закрепляет знания о весенних цветах Шебекинского района; умение составлять описательный рассказ; развивает познавательные способности детей и способствует зрительному восприятию.  

Макеты рек и прудов изготовлены родителями и детьми при реализации проекта «Водоемы нашего района». Педагогами дошкольной образовательной организации создан мини-музей «Дары моря». Здесь собраны экспонаты морских обитателей. С помощью этого музея, в рамках проекта «Водоемы нашего района», дети учатся сравнивать обитателей пресных и соленых водоемов. Работая в этом направлении, педагоги развивают интерес дошкольников к родному краю; помогают детям изучить природу Белогорья.  

Рекламное сообщение     

Значительной место в «Зимнем саду» отведено экспериментальной деятельности дошкольников. Для развития познавательного интереса педагогами и родителями дошкольной образовательной организации создана детская лаборатория. Дошкольники проводят опыты с неживой природой. При проведении подобных опытов дошкольники самостоятельно пользуются разными по размеру колбами, пробирками, порционными ложками, палочками, штативами, лупами, условными мерками. Исследования, проводимые во время экспериментов, позволяют получить дошкольникам знания о свойствах сухого и мокрого песка. Для этого в лаборатории имеются наборы.  Результаты подобных опытов,  помогают детям старшего дошкольного возраста организовать игры с песком для детей второй младшей группы.   Для организации подобных игр в «Зимнем саду» имеется бассейн с песком и встроенным фонтаном, набор деревянных игрушек на подставках: дома, различные виды транспорта; животных. Все результаты экспериментальной деятельности дошкольники фиксируют в дневниках наблюдений.  

Для ознакомления с культурой Белгородчины в детском саду создан «Центр православия». Здесь дошкольники могут рассмотреть макеты храмов Белгородской области; познакомиться с традициями Святого Белогорья.  Во время организованной образовательной деятельности дети изготавливают открытки к праздникам Рождества, Пасхи. При организации такой деятельности прослеживается интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».  

Для ознакомления детей с историей быта людей Белгородской области в дошкольной образовательной организации имеется макет крестьянской избы. Изготовили мебель для крестьянской избы, приобрели предметы старинной утвари: посуду, предметы домашнего обихода. Во время организованной образовательной деятельности педагоги знакомят детей с образцами одежды жителей сел Шебекинского района. Дети старшего дошкольного возраста узнают, какие виды вышивки и других украшений использовали наши предки в своей одежде. Во время таких занятий дети не только с интересом рассматривают образцы одежды, но и демонстрируют ее сами; составляют описательные рассказы и рассказы из личного опыта о том, как изготавливали праздничные сарафаны, как одевались колядовщики во время празднования Рождества.  

Крестьянскую избу посещают не только старшие дошкольники. При реализации проекта «Ложки деревянные – ложки музыкальные», дошкольники второй младшей группы посещали крестьянскую избу. Здесь дети познакомились с процессом изготовления деревянных ложек в Шебекинском районе. Дети учились украшать деревянные ложки и играть на них.  

В детском саду большое внимание уделяется результатам познавательной деятельности. Регулярно в дошкольной образовательной организации проводятся выставки познавательных проектов дошкольников.   Родители детей, дошкольники других групп с интересом знакомятся с этим материалом.   Вследствие чего педагогам легче привлекать в дальнейшем к разработке и реализации познавательных проектов родителей дошкольников.  

Так, с помощью развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, педагоги реализуют задачи стандарта по развитию познавательного интереса детей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь