Ольхина Елена Васильевна
учитель-логопед
МДОУ д/с № 5 комбинированного вида
г. Валуйки Белгородской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «СКАЗКИ КОТОФЕЯ» В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игрушки, телевидение, компьютеры заменили многим современным детям живое общение, в следствие чего речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна. Поэтому наблюдается тенденция увеличения числа детей с общим недоразвитием речи. Проблема трудностей в их обучении становится одной из наиболее актуальных педагогических проблем.
Каждый педагог ищет новые технологи, идеи в своей педагогической деятельности. Одной из таких технологий является технология лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». На основе данной технологии было разработано авторское дидактическое пособие «Сказки Котофея», направленное на речевое и коммуникативное развитие детей. Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам лэпбук заинтересовывает детей, делает коррекционный процесс эффективным, увлекательным, разнообразным и продуктивным.
Авторское дидактическое пособие «Сказки Котофея» дает возможность организовывать занятия с детьми с разными речевыми возможностями. Можно выбрать задания под силу каждому (например: застегни, расстегни, спрячь, найди; задания, подразумевающие умение рассказывать, описывать, считать и т. д.). Соответствует принципам ФГОС ДО: содержателен, насыщен, полифункционален, доступен, безопасен, трансформируем. Пособие изготовлено в виде книги из ткани; иллюстрации, изготовлены из фетра и ткани разной фактуры, в форме аппликаций. Его можно стирать. Книга квадратной формы, форматом 25 см на 25 см, состоит из 14 страниц, застегивается на хлястик с кнопкой.
Авторское дидактическое пособие «Сказки Котофея» используется в работе учителя-логопеда с целью развития всех компонентов устной речи, формирования коммуникативных способностей в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, предупреждения и преодоления трудностей в речевом развитии.
В процессе использования пособия логопед решает следующие задачи: повышение интереса к коррекционным занятиям; включение детей в активную речевую деятельность; формирование лексико-грамматических средств языка; формирование фонетико-фонематической стороны речи; развитие умения связно, выразительно и последовательно высказывать свои мысли; развитие мелкой и общей моторики.
Пособие можно использовать на различных этапах образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе, в соответствии с направлением работы и поставленной задачей.
Направления работы:
– работа над произносительной стороной речи (упражнения для автоматизации звуков, игры на звукоподражание);
– работа по формированию грамматического строя речи, обогащению словаря (упражнения на употребление предложно-падежных конструкций, на согласование числительных с существительными, образование новых слов)
– развитие связной речи (словесные игры, составление рассказа-описания, творческого рассказа, беседы по лексическим темам);
– развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений (задания представлены на каждой странице: различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, липучки, молния, используется ткань разной фактуры);
– развитие восприятия цвета, формы, величины (игры-сортёры, счёт);
– развитие творческого мышления (задания представлены на каждой странице, предлагается придумать рассказ о понравившемся персонаже).
Дидактический материал в пособии можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой станице есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках.
Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать-поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книгу.
Уникальность материала составляет 50%