«Информационные технологии, как элемент развивающей среды в образовательном учреждении с полиэтническим составом»
Чепенко Людмила Григорьевна
Товсултанова Мадина Казбековна
Воспитатели первой
квалификационной категории
МАДОУ «ДС «Цветок Уренгоя»
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную её информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Мною было разработано мультимедийное методическое пособие «Развивающие игры» (электронное пособие, включающее в себя серию познавательных дидактических игр) предназначенных для детей 5-7 лет дошкольного возраста, использование которых, возможно во всех образовательных областях. Электронное методическое пособие нами было использовано как целое занятие, или его часть, введения нового материала или закрепление пройденного и т. д. Специального образования для этого не потребовалось, за основу я взяла тему самообразования. Сначала создавались простые презентации, затем все более сложные и наконец, получилась игра. На это ушло много времени. Это основной воспитательный момент, который помог детям более естественно и легко влиться в новую языковую среду. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.
В начале у нас были самые простые игры не такие анимационные как сейчас.
Далее мы стали озвучивать названия предметов на картинках, чтобы ребеноку легче было бы запомнить название предмета. Игры ИКТ в работе с детьми – инофонамимы применяем уже более трех лет.
Результативность работы с применением ИКТ игр видно на диаграмме прошлого года.
Опыт работы на начало, и конец обучения показал следующие результаты:
На диаграмме «Уровень развития зрительной памяти» – увеличился объем запоминаемого материала.
На диаграмме «Уровень развития внимания» – увеличилась концентрация внимания.
На диаграмме «Уровень развития мышления» – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.
На диаграмме «Уровень речевого развития» – увеличился словарный запас.
Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, видеокамера) в предметно-развивающей среде детского сада дает возможность расширенногоиспользования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
– позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
– использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников;
– одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация;
– с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);
– способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.
При создании игр я пользуюсь программой PowerPoint.
PowerPoint- это программа, предназначенная для подготовки мультимедийных презентаций, входит в основной пакет офисных программ MicrosoftOffice и доступна каждому пользователю. Сейчас мною разрабатываются игры для детей- инофонов 3 – 4 лет.Конечно, есть много очень хороших и готовых пособий и игр, созданных разработчиками, но в них нельзя вносить изменения или дополнения. Создавая игры для детей – инофоновс использованием программыPowerPoint, мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка. В играх, созданных в программе PowerPoint можно вносить изменения, дополнения. Если изначально игра состояла из четырех – пяти слайдов, то мы, получив ожидаемые результаты от ребенка, задания можем усложнить. Разрабатывая игры мы применяем метод от простого- к сложному. Особенно привлекают детей игры с любимыми героями из мультфильмов. Помогая своим любимым героям, дети не только играют, но и изучают язык, повторяя названия предметов и предложения.
При создании ИКТ игр мы соблюдаем правила и требования СанПин.
- Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах.
- Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
- Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
- Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
- Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – до 10 минут. При этом периодичность занятий должна быть не более 2 раза в неделю.
- Для детей трех – четырех лет предел одноразовой работы на компьютере – до 3 – 4 минут.
Предлагаю вашему вниманию игру «Уроки Мойдодыра». Цель игры: познакомить с предметами гигиены и их применением. Пополнение и активизация словаря. Формирование культурно – гигиенических навыков.
В гости к детям приходит знакомый персонаж из сказки Чуковского Мойдодыр, знакомит их с предметами гигиены. Каждый предмет озвучен, название проговаривается четко. После ознакомления с названиями предметов гигиены и их применением, для закрепления предлагается игра, в котором ребенок должен найти тот или иной предмет, четко следуя инструкциям.
При создании таких игр специального образования не нужно, главное желание педагога и знание программы PowerPoint.
Вывод:
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада для обучения детей дошкольного возраста, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребёнка.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;.
- Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
- ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
- Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
Использование ИКТ позволяет:
– предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
– ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
– поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности.
– развивать у дошкольников исследовательское поведение;
– расширять творческие возможности самого педагога.
Система мультимедийных презентаций .
Одна из составляющих использования ИКТ на занятиях.
Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования.
Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
Интерактивные технологии прочно входят в образовательный процесс.
ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.