Местникова Валентина Дмитриевна
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 17 «Сардаана»
с. Борогонцы»
муниципального района
«Усть-Алданский улус (район)»
Республики Саха (Якутия)
Актуальность развития речи дошкольников обусловлена социальным заказом общества и федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Главным условием многостороннего формирования детей является правильное развитие речи. Степень сформированности речи определяет способности ребенка в постижении окружающего мира, характер взаимоотношений с ровесниками и старшими, определяет психическое развитие. Развитие связной речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет степень речевого и умственного развития ребенка. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности Как мы видим, одним из важнейших условий всестороннего развития детей остается формирование правильной речи. Развитие полноценной связной речью очень важно, потому что именно в ней проявляются богатство или бедность словарного запаса ребенка, состояние его звукопроизношения и владение им грамматическими нормами родного языка. Более того, по состоянию связной речи ребенка можно судить об уровне умственного развития дошкольника, поскольку именно в связной речи выражается его умение правильно осмыслить явления окружающей жизни и логично, и последовательно о них рассказывать.
Поставленная мною цель – поднять уровень развития связной монологической речи детей, создать в группе соответствующее старшему дошкольному возрасту окружение, обобщить педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста – выполнена. Считаю, что очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер, сотовые телефоны и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через такие виды речевой деятельности, как:
- пересказ литературных произведений,
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
- создание разных видов творческих рассказов,
- сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Овладение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Согласно проделанной работе, к концу года дети могут:
- значительно увеличить свой словарь,
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов.
- подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений,
- активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Мой педагогический опыт распространен на улусном и республиканском уровне; на педагогических чтениях, семинарах, педсоветах. Также участвовала в Международном конкурсе авторских методических разработок в области дошкольной педагогики «Искусство воспитания» с пособиями «Кэрэ кэпсэн кэһиилээх оҕо сааһым», «Маҥнайгы олук», «Дорҕоон дойдутугар айан», «Дорҕоону чиҥэтиигэ көмө матырыйааллар», «Сайдам эйгэм» которые были одобрены и вошли в 10 лучших работ ГАОУ ВОВГ г. Москва.
Результатом моей работы стали достижения моих воспитанников:
2005 г – Улусный конкурс юных ораторов, Гуляева Барахсаана, Лауреат с докладом «Үрүмэччи»
2007 г -Улусный конкурс юных ораторов, Старостин Ганя, 1 место с докладом «Моонньоҕон»
2007 г Улусный конкурс юных чтецов, посвящённый 90-летию П. Тобурокова. Назаров Коля, 2 место.
2007 г -Улусный конкурс, посвященный знаменательной дате детской писательницы Ивановой Г.Н. Назаров Коля, 1 место.
2011 г – Улусный конкурс юных чтецов «В гостях у Агнии Барто», Романова Ира, 1 место., Арсентьев Аркадий, 2 место, Черепанов Олег, 3место.
2012 г – Показ спектакля «Красная шапочка» – воспитанники подготовительной группы, -2 место.
2013 г – Метаолимпиада, Романова Ира, 1место.
2013 – Конкурс «Аман өс», Горохова Юля, 1место.
2013 -Улусный конкурс викторина «Библиосумерки», Жирков Долун, Победитель
2013 – Конкурс юных чтецов, Устинова Юлиана, 2 место.
2013 г – Всероссийский познавательный конкурс – игра «Мудрый совёнок», Колесова Женя, 3 место.
2015 г – Республиканская олимпиада «Тииҥ мэйии», Бережнёв Урсун, 1 место
2016 г -Конкурс юных чтецов, посвященный С. Михалкову, Мигалкина Настя, 2 место, Аргунова Уруйдаана, 1 место.
2017 г – Конкурс юных чтецов, посвященный Всемирному Дню детства, Мигалкина Настя – 1 место, Ушницкая Сардаана – 1 место.
Работу по вопросу речевого развития детей веду в полном взаимодействии с родителями, что, безусловно, дает положительные результаты. Родители стали больше внимания уделять культуре собственной речи и речевому развитию детей. Изменилось отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители были активными помощниками в создании развивающей среды. Понимая необходимость сотрудничества семьи с ДОУ и сотрудничества с собственным ребенком, родители более грамотно смогут способствовать формированию психологической готовности к школе у своих детей.
Таким образом, проведенная работа показывает всю важность своевременного обучения родному языку, в частности обучению и развитию связной монологической речи, которая, являясь главной задачей речевого развития детей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка дошкольного возраста. Дети успешно овладели грамотной, монологической речью. Улучшилось звукопроизношение и связная речь. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников.