ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1297

 

Местникова Валентина Дмитриевна

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 17 «Сардаана»

с. Борогонцы»

муниципального района

Рекламное сообщение     

«Усть-Алданский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)

 

Актуальность развития речи дошкольников обусловлена социальным заказом общества и федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Главным условием многостороннего формирования детей является правильное развитие речи. Степень сформированности речи определяет способности ребенка в постижении окружающего мира, характер взаимоотношений с ровесниками и старшими, определяет психическое развитие. Развитие связной речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет степень речевого и умственного развития ребенка. При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности Как мы видим, одним из важнейших условий всестороннего развития детей остается формирование правильной речи. Развитие полноценной связной речью очень важно, потому что именно в ней проявляются богатство или бедность словарного запаса ребенка, состояние его звукопроизношения и владение им грамматическими нормами родного языка. Более того, по состоянию связной речи ребенка можно судить об уровне умственного развития дошкольника, поскольку именно в связной речи выражается его умение правильно осмыслить явления окружающей жизни и логично, и последовательно о них рассказывать.

Поставленная мною цель – поднять уровень развития связной монологической речи детей, создать в группе соответствующее старшему дошкольному возрасту окружение, обобщить педагогический опыт о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста – выполнена. Считаю, что очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер, сотовые телефоны и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через такие виды речевой деятельности, как:

  • пересказ литературных произведений,
  • составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
  • создание разных видов творческих рассказов,
  • сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Овладение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Согласно проделанной работе, к концу года дети могут:

  • значительно увеличить свой словарь,
  • активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов.
  • подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений,
  • активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Мой педагогический опыт распространен на улусном и республиканском уровне; на педагогических чтениях, семинарах, педсоветах. Также участвовала в Международном конкурсе авторских методических разработок в области дошкольной педагогики «Искусство воспитания» с пособиями «Кэрэ кэпсэн кэһиилээх оҕо сааһым», «Маҥнайгы олук», «Дорҕоон дойдутугар айан», «Дорҕоону чиҥэтиигэ көмө матырыйааллар», «Сайдам эйгэм» которые были одобрены и вошли в 10 лучших работ ГАОУ ВОВГ г. Москва.

Результатом моей работы стали достижения моих воспитанников:

2005 г – Улусный конкурс юных ораторов, Гуляева Барахсаана, Лауреат с докладом «Үрүмэччи»

2007 г -Улусный конкурс юных ораторов, Старостин Ганя, 1 место с докладом «Моонньоҕон»

2007 г Улусный конкурс юных чтецов, посвящённый 90-летию П. Тобурокова. Назаров Коля, 2 место.

2007 г -Улусный конкурс, посвященный знаменательной дате детской писательницы Ивановой Г.Н. Назаров Коля, 1 место.

2011 г – Улусный конкурс юных чтецов «В гостях у Агнии Барто», Романова Ира, 1 место., Арсентьев Аркадий, 2 место, Черепанов Олег,  3место.

2012 г – Показ спектакля «Красная шапочка» – воспитанники подготовительной группы, -2 место.

2013 г – Метаолимпиада, Романова Ира, 1место.

2013 – Конкурс «Аман өс», Горохова Юля,  1место.

2013 -Улусный конкурс викторина «Библиосумерки», Жирков Долун, Победитель

2013 – Конкурс юных чтецов, Устинова Юлиана, 2 место.

2013 г – Всероссийский познавательный конкурс – игра «Мудрый совёнок», Колесова Женя, 3 место.

2015 г – Республиканская олимпиада «Тииҥ мэйии», Бережнёв Урсун, 1 место

2016 г -Конкурс юных чтецов, посвященный С. Михалкову, Мигалкина Настя, 2 место, Аргунова Уруйдаана, 1 место.

2017 г – Конкурс юных чтецов, посвященный Всемирному Дню детства, Мигалкина Настя – 1 место, Ушницкая Сардаана – 1 место.

Работу по вопросу речевого развития детей веду в полном взаимодействии с родителями, что, безусловно, дает положительные результаты. Родители стали больше внимания уделять культуре собственной речи и речевому развитию детей. Изменилось отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители были активными помощниками в создании развивающей среды. Понимая необходимость сотрудничества семьи с ДОУ и сотрудничества с собственным ребенком, родители более грамотно смогут способствовать формированию психологической готовности к школе у своих детей.

Таким образом, проведенная работа показывает всю важность своевременного обучения родному языку, в частности обучению и развитию связной монологической речи, которая, являясь главной задачей речевого развития детей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка дошкольного возраста. Дети успешно овладели грамотной, монологической речью. Улучшилось звукопроизношение и связная речь. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь