ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
837

Михайлова Екатерина Александровна
тьютор
Сиротина Елена Васильевна
воспитатель
Демьяненко Екатерина Егоровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания    СЕНТЯБРЬ – 2023 

На современном этапе развития нашего общества все больше внимания уделяется сенсорному развитию детей, так как оно одна из первых и наиболее значимых «ступеней» дальнейшего развития. Сенсорный опыт – это опыт, полученный через органы чувств. Он является источником знакомства с миром, а от того, как происходит восприятие мира ребёнком, во многом зависит его развитие в дальнейшем. Изучением сенсорного развития занимались такие учёные, как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Мoнтeccopи, Н.Н. Поддьякoвa, Н.П. Сaкулинa, А.П. Усова, З.М. Богуславская и др.

На каждом из возрастных этапов ребёнок наиболее восприимчив к определённым воздействиям. В раннем возрасте большое значение в жизни ребёнка имеет опыт, полученный через органы чувств. На этом этапе знакомство с разнообразными свойствами предметов играет ведущую роль. Правильность ориентировки детей в пространстве, которое их окружает, есть не что иное, как результат выполняемых действий по изучению величины, формы и цвета. Это даёт возможность обучить детей адекватному восприятию предметов, выделению их основных признаков и свойств.

Исследования в области педагогики и психологии говорят о том, что восприятие у детей раннего возраста характеризуется неточностью и фрагментарностью. Для детей характерна недостаточность овладения сенсорными эталонами формы, цвета, величины, структуры поверхности, характеристиками запаха, звука и др. Поэтому цель нашей работы мы определили так: формирование сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1) анализ литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности;

материалы в печатный сборник 

2) подбор и апробация дидактических игр, направленных на развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

В качестве методов исследования были использованы анализ научно-методической литературы, наблюдение, беседа.

При сборе и изучении научной литературы мы сделали вывод, что ранний возраст – лучшее время для сенсорного воспитания, которое имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем. В раннем детстве качественно меняется восприятие через органы чувств, происходит накопление знаний о мире, который окружает ребёнка.

Этот возраст является лучшим для перехода деятельности органов чувств на более высокий уровень, формирования представлений об окружающем мире. Но если этот процесс происходит стихийно, без направленного воздействия взрослых, он часто является поверхностным, неполноценным. Здесь, помощником служит сенсорное воспитание. Оно должно быть последовательным и планомерным.

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная, поэтому сенсорные задания необходимо включать именно в неё. Процесс учёта цветов, форм и величин необходим для выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать разделение предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстие доски (указанные виды действий описаны в работах Е.И. Радиной).

Одним из самых важных средств развития сенсорной сферы является игровая деятельность, а точнее, дидактическая игра.

По мнению ряда авторов, основной особенностью дидактических игр является то, что они направлены на обучение. Они способствуют развитию познавательной деятельности, которая является основой обучения. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. З.М. Богуславская указывает, что в дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности; в игре ребёнок развивается физически. Наличие готового содержания и правил даёт воспитателю возможность планомерно использовать эти игры для умственного развития детей.

Игры с использованием природных материалов (семян, растений, листьев, разнообразных цветов, камешков, ракушек) дают возможность укрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификацию). Подобные игры используются непосредственно во время прогулки, при взаимодействии с природными объектами: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

В дидактических играх используются многообразные игрушки, у которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

 Для реализации второй из поставленных задач были подобраны следующие игры: «Сделаем куклам бусы», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Чаепитие матрёшек», «Подбери юбку к кофте», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Укрась мамин сарафан», «Кукла и куколка», «Найди фары для автомобиля», «Расставь машины в гаражи» и др.

Был составлен перспективный план, рассчитанный на 8 недель. В него включены игры на развитие представлений о форме, цвете и величине. При составлении перспективного плана во внимание был принят ряд важных моментов, отмеченными практиками.

Игры проводились как во время занятий, так и в свободное время. Перед началом игры детям давалась инструкция, в которой разъяснялось, что нужно делать.

Планомерная работа дала положительные результаты: 68% детей на высоком и среднем уровне освоили цветовые эталоны, умеют определять величину предметов и их форму; дети хорошо ориентируются в пространстве.

Итак, работая над избранной темой, мы сделали вывод, что дидактическая игра способствует развитию у малышей представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине). Среди многообразных средств обучения детей раннего возраста сенсорным представлениям важная роль отводится дидактическим играм. Каждый воспитатель должен владеть методикой их организации. От правильной организации и построения дидактической игры зависит усвоение детьми сенсорных представлений.

Список литературы:

  1. Палагина, Н. Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях М., 2015.
  2. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста 2016.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь