Куленцан Александра Алексеевна
воспитатель
МБДОУ № 164 «Бусинка»
г. Иваново
В данном материале будут рассмотрены основные математические представления, которые необходимо сформировать у детей 5-7 лет? Дети данного возраста – это те дети, которые готовятся пойти в школу. На начальных ступенях обучение математике носит ярко выраженный общеобразовательный характер, что не только не исключает, но и предполагает развитие интереса к математике, математических способностей (особую роль в этом играют задачи повышенной трудности, математические кружки) и, в конечном счёте, подготовку будущего контингента системы углублённого изучения математики.
Дети в 5-7 лет уже знают порядковые и обратный счёт в пределах 10. Они чисто визуально знакомятся с числами второго десятка. Что же дальше? А дальше мы делаем цифровой ряд на листочке (чтобы он был у ребёнка перед глазами), сначала цифры от 1 до 10, а дальше начинаем следующий ряд. Каждая последующая цифра данного ряда чётко должна быть прописана под цифрой из первого ряда. Итак, под 1 появляется цифра 11. Что же такое цифра 11? А это 10 и 1. Под 2 появляется цифра 12. И так далее, чтобы ребёнок понимал, что последующее число – это 10 и плюс то число, которое стоит над ним и так до 20. Когда же дети усвоят цифры второго десятка, для них уже все цифры следующих десятков пойдут довольно просто. Таким образом в течении года дети знакомятся с числами второго десятка. Для закрепления работы с цифрами можно использовать различные игры. Такие, например, как – группе детей раздаются разные, разные цифры. Звучит музыка, дети бегают, прыгают, играют. Музыка заканчивается. И в этот момент дети должны встать по порядку в соответствии с их цифрой, которую они получили. В этот момент дети начинают смотреть друг на друга. А далее каждый ребёнок будет смотреть на свою цифру и искать соседей. Т.е. если у него написана цифра 5, он будет искать, где же цифра 6 и цифра 4. Он их будет к себе притягивать. Таким образом данная игра помимо самой игры, даёт навыки для закрепления пройденного материала.
Следующим к чему переходим – это объяснение ребёнку что такое ЗАДАЧА. Лучше всего данное понятие объяснять ребёнку наглядно, визуально. Можно не называть как таковое слово – ЗАДАЧА, но в игровой форме обыгрывать различные задачи. Можно начать с задачек в пределах 5, чтобы ребёнку было проще понять суть этой задачи.
ЗАДАЧА. У пруда сидели 3 лягушки, к ним пришли играть ещё 2 цыплёнка. Сколько животных стало? Посчитали, посмотрели. И если раньше состав числа брали на единицу больше или на единицу меньше, то теперь уже на два идёт. И точно также убавляем, например, играло 5 цыплят, два цыплёнка убежали, сколько осталось? Т.е. такие задачки показываем детям наглядно, на любых игрушках, яблоках, конфетах.
Далее мы пытаемся записать данные задачи, как настоящие школьники. И так сколько цыплят у нас было – пять. Пишем цифру 5. Два убежали. Если две убежали в математике пишут знак минус. На этом этапе мы знакомим детей с такими математическими знаками, как минус, плюс и равно. Итак, если убежали пишем минус. Сколько получилось? Пишем равно 3. В итоге у нас получилась математическая фраза: 5 – 2 = 3. Далее следующая задача было 3 конфеты добавили две. А если добавили, какой знак пишем? А если прибежали, добавили, то ставим знак +. По началу дети будут путаться в этих знаках, ничего страшного. Самое главное проговаривать все эти задачи, чтобы ребёнок это все слышал. Далее можно давать задание родителям, если они идут гулять видят птичку к ней прилетает ещё одна, сколько будет? Или пошли за грибами – было 2 гриба добавили ещё 1 сколько будет? Такие задачки ребёнку интересны, и он быстрее поймёт действия на + и -. После того, как ребёнок научился складывать и вычитать в пределах 5, можно переходить на большие цифры и на картинки. Такие, например, как пропущены какие-то цифры, и ребёнок чтобы понимал, какую цифру здесь необходимо вставить, чтобы задачка сошлась.
Далее необходимо научиться делить. Это тоже можно делать в игровой форме. Например, вот собрались вместе 4 ёжика, а им мама принесла большую пиццу. Можно вырезать круг и разукрасить эту пиццу. Задача: «Как сделать так, чтобы каждому ёжику достался одинаковый кусочек?» Т.е. нужно разделить на 4 части. Как делим на 4 части? Сначала пополам. Пусть ребёнок сначала сам попробует сложить листочек (пиццу) пополам. Можно ему помочь, затем разрезаем пополам. У нас получилось 2 части. И так далее делим на 4 части, 8, сколько нам необходимо. Т.е. в пределах 8 частей дети должны уметь разделить любой предмет и чётко называть эти части (1/2, 1/4, 1/8). А далее закрепляем материал, показываем, что целое всегда больше любой части.
Таким образом необходимо отметить, что перечисленные понятия необходимы ребёнку 5-7 лет. Конечно, на занятиях по подготовке к школе у детей будут и другие задания, но базовые знания им необходимы для дальнейшего развития.
Список литературы:
- Уроки математики для детей дошкольного возраста.
- Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2016. 112 с.
- Развивающие математические игры на логику для дошкольников 6-7 лет.