Ряхина Татьяна Владимировна
Неелова Любовь Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 123»
город Череповец Вологодской области
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Материал предоставлен для публикации в ИЮЛЬСКОМ печатном сборнике.
Эко-кроссворд «Сохраним чистоту родных рек и озёр» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться, как частью образовательной деятельности по экологической теме, так и в самостоятельной деятельности детей для повторения темы «Рыбы Вологодской области».
Цель: активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в области экологии и охраны водоемов и их обитателей Вологодской области.
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания детей о рыбах Вологодской области.
- Организовать целенаправленную работу по формированию мыслительных операций при разгадывании загадок, сравнении, обобщении, классификации, анализе, синтезе и т. д.
- Способствовать созданию ситуации успеха для проявления творчества, интеллектуальных и коммуникативных способностей.
- Развивать память внимание, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать умение работать в команде.
1 Уровень: детям старшего дошкольного возраста предлагается, рассмотреть изображение рыб, взрослый или читающий ребёнок читает краткое описание рыб. Дети называют правильный ответ и при помощи взрослого или читающего ребёнка помещают фишки с буквами на поле кроссворда, соответствующие правильному ответу.
- Уровень: детям старшего дошкольного возраста предлагаются загадки или вопросы (интересные факты о рыбах). При затруднении детей педагог дает краткую характеристику рыбы. При помощи взрослого или читающего ребёнка, выбираются, соответствующие правильному ответу фишки с буквами и размещаются на поле кроссворда.
При изготовлении кроссворда использовались следующие материалы: старые джинсы, брюки и юбки, пуговицы от старых вещей, капроновые ленты, фетр.
Воспитанники группы № 1 с воспитателями составляли кроссворд. Родители воспитанников разрабатывали эскиз кроссворда и собирали старые джинсы, брюки, юбки, пуговицы и ленты. Дети подбирали куски ткани по цветовой гамме в соответствии с эскизом. Вырезали квадраты 60 мм × 60 мм. и при помощи родителей и воспитателей сшивали их, составляли в единое полотно, пришивали старые пуговицы и ленты.
Содержание кроссворда: на игровом поле расположена сетка кроссворда из 8 слов, ключевым является слово «Сохраним», буквы которого входят в состав загаданных слов по горизонтали. Ответы выкладываются при помощи фишек с буквами. Задания размещены на карточках в виде изображения рыб Вологодской области. Дополнительно на карточках предлагается краткая характеристика рыб, для закрепления и расширения знаний детей.
Вопросы по горизонтали:
- Рыба-охотник из семейства окуневых, держится на глубине и первой погибает при загрязнении водоема. (Судак)
- Тело, как веретено,
Вся спина в зубцах его,
Острый хвост и голова, - Есть хрящи, костей нема! (Осетр)
- Рыба – сабля, относится к семейству карповых и является ценной промысловой рыбой стайного типа. (Чехонь)
- От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл из тины серебрясь… - Как его зовут? (Карась)
- Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна
Притом – такая злюка!
Конечно, это…(Щука)
(1 вариант)
- Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)
(2 вариант)
Благодаря хищническому нраву и неразборчивости в еде, а также гигантской популяции эта рыба наносят ощутимый урон в местах обитания ценных пород рыбы, такой как судак, форель и карп. (Окунь)
- На реке живёт один очень странный господин.
Между рыбами чудак, всё он делает не так:
В холода ему не спится, ищет, чем бы поживиться,
А в жару, как нелюдим,
Под корягой спит… (Налим)
(1 вариант)
- В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это… (Сом)
(2 вариант)
В старину высушенную кожу этой рыбы
натягивали на окна жилищ вместо стекол. (Сом)