Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАРТ-2021»
Ермолаева Людмила Владимировна
воспитатель
МДОУ детский сад №5 комбинированного вида
г. Валуйки Белгородской области
ЗООПАРК
конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Обогащать преставления детей о зоопарке, формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом.
Задачи: Образовательные: обогащать игровой опыт на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру, знания детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, питании. Формировать умение комбинировать тематические сюжетные блоки в единый сюжет.
Развивающие: развивать познавательные способности, связную речь, сюжетную линию, основанную на современной ролевой игре, стремление к проявлению инициативы во время игры и на подготовительном этапе: придумывать сюжетную линию, комбинировать, согласовывать варианты развития сюжета со сверстниками, воображение, память. Раскрепощать детей, содействовать их объединению в играющую группу.
Воспитательные: Воспитывать чуткость, внимание, культурные навыки поведения в обществе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций «Правила поведения в зоопарке», просмотр презентаций «Животные разных стран», речевые игры, загадывание загадок, чтение С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, и львица», продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Изготовление альбома «Зоопарк». Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Животные жарких стран и Севера».
Материал: животные; запрещающие знаки в зоопарке, касса, билеты, деньги, оборудование для игры «Магазин», «Ветлечебница», метла, фартук, посуда, бейджики. Табличка «Зоопарк», тарелки для муляжей: продукты питания, овощи, фрукты, хлеб, батон, тряпочки, фартук с нарукавниками рабочим, белый халат ветеринару, фонендоскоп, аптечка, маски.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей», музыкальная игра «Мы веселые мартышки», подвижная игра «Мы шагаем в зоопарк».
Ход игры:
- Вступительная часть: Организационный момент. Воспитатель: Ребята что произошло у нас в группе сегодня?
Дети: появились новые картинки животных из зоопарка.
Воспитатель: Что такое зоопарк?
Дети: зоопарк, где живут животные.
Воспитатель: Да зоопарк – зоологический парк, где можно увидеть животных разных стран. Кто из вас был в зоопарке, кого вы там видели?
Воспитатель: Люди, каких профессий работают? Дети: экскурсовод, ветеринар, дворник, охранник.
Воспитатель: Откуда вы знаете про зоопарк?
Дети: смотрели передачи, на занятиях в садике, читали родители книжки.
- Создание проблемной ситуации:
Воспитатель: Вы хотите побывать в зоопарке? Дети: Да.
Воспитатель: А кто самый главный в зоопарке? Дети: директор.
Воспитатель: Ребята, а кто хочет кем быть, кто будет выполнять роли животных, работников зоопарка проходите перевоплощайтесь? Перед вами бейджики с картинками работников зоопарка. (проходите к своим рабочим местам. Аккуратно обращайтесь с животными).
- Беседа о назначении зоопарка, распределение ролей, определение игровых действий.
Воспитатель: Из чего построим зоопарк?
Дети: из кубиков.
Воспитатель: Приступаем к строительству зоопарка. Все готово.
Воспитатель: Как мы сможем попасть в зоопарк?
Дети: купить билеты. Посетители занимайте место в кассу. Наш зоопарк начинает работу!
Воспитатель: В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться с обезьянкой, подходите. Выходит, ребенок с фотоаппаратом, начинает фотографировать детей.
Воспитатель: Какие у нас будут билеты? Ребята, а я с вами могу работать, а кем?
Дети: директором или экскурсоводом.
Воспитатель. С вашего разрешения буду наблюдать за вашей работой и помогать.
- Самостоятельная игра детей. Открытие зоопарка для посетителей.
Ребенок (в рупор): Внимание! К нам приехал зоопарк! Занял самый лучший парк! Приходите поскорей! Взрослые, дети! Поглядите на зверей! Только не дразните!
Воспитатель. Ребята, вы услышали приглашение в зоопарк? Что нужно сделать, перед тем как зайти?
Дети: купить билет.
Кассир: Здравствуйте. Что желаете?
Посетитель: Здравствуйте. Дайте один взрослый и один детский.
Кассир: Возьмите, пожалуйста, один взрослый и один детский.
Посетитель: Дайте билет мне и другу.
Кассир: Пожалуйста!
Контролер: Здравствуйте. Давайте билет. Надрывает билет, говорит: проходите.
Посетитель: Здравствуйте. Спасибо.
- Экскурсия по зоопарку. Воспитатель: Мы пришли сегодня в весёлый зоопарк. В зоопарк пришли мы дружно, посмотреть зверушек нужно.
Экскурсовод: Здравствуйте. Проходите меня зовут…, я проведу вам экскурсию по зоопарку.
Экскурсовод: Проходите к первому вольеру. У белого медведя крупные, мощные лапы. Цвет шубы белый. Летом желтеет. Шерсть хранит подкожный жир и защищает от холода, не мерзнут ни на суше, ни под водой. Хвост короткий, незаметен из-под плотного меха, питаются рыбой.
Экскурсовод: Проходим к клетке, здесь – крокодил. Плавает под водой бесшумно, незаметно подкрадывается к добыче. Ночь проводит в воде, а день на солнышке. У него плоские туловище и голова, короткие лапы, длинный хвост. Больших размеров, тело покрыто роговыми щитками.
Экскурсовод: В следующем клетке – лев: крупное, огромное, лохматое животное. Обладает силой, ловкостью. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве, охотятся в сумерках.
Экскурсовод: Уважаемые посетители, подходить близко к вольерам и кормить животных нельзя. Как вы думаете, кто следит за здоровьем животных? Дети: ветеринар.
Экскурсовод: вот сейчас он понаблюдает за здоровьем животных в следующей клетке за зебрами.
Экскурсовод: продолжим, отправимся к зебрам. Грива короткая, жесткая. Приручить зебру не удается. У животных свободолюбивый нрав, может кусаться, лягаться и пугливы. Питаются растительной пищей – трава, веточки, корой деревьев и листьями растений.
Экскурсовод: Уважаемые посетители, обратите внимание, в зоопарке нужно поддерживать чистоту и за этим следит дворник.
Экскурсовод: Здесь живет слон, обитает в Африке. У него огромная голова с большими ушами, длинным хоботом, маленькими глазами. Слон серого цвета, у него толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце, питается листьями растений. Умный, спокойный, помощник человеку.
Экскурсовод: Продолжим, в следующей клетке – жираф, приехал из жарких стран. Самое высокое животное на земле. У него маленькая голова, короткие уши и небольшие рожки, большие глаза, очень длинная шея, ноги и хвост, язык, он срывает листья с веток, густо покрытых колючками, любимая еда акация, мало пьет воды. Окрас в пятнышко. Могут спать стоя и лежа.
Экскурсовод: В следующей клетке волки, он лесной житель, крупный зверь. Цвет шерсти животного серый живёт в лесу. Зимой волки собираются в стаю. Вожак стаи – сильный, опытный, водит на охоту стаю. Ест мясо – лося, зайцев, птицу. Живет в норе. Осенью, зимой волки воют.
Экскурсовод. Продолжим, в клетке обитают: кто корчит рожицы? – мартышка. У них большие уши, хвост, мех коричневого цвета, ноги упругие, прыгают по деревьям. Любят – фрукты, бананы.
- . Музыкальная игра «Веселые мартышки»
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слышно,
Все в ладоши хлопаем, ногами топаем,
Надуваем щёчки, скачем на носочках,
И друг другу даже, Языки покажем.
Оттопырив ушки, хвостик на макушке,
Надуваем щечки, скачем на носочках,
Глазами моргаем, хвостом виляем,
Пальчик поднесём ко рту, (тс)
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем (открывают рот)
И гримасы строим!
Раз – два, три, и с гримасой ты замри.
Достаем до потолка и кричим мы все ура.
Воспитатель. Животные проголодались, сейчас их покормят.
Охранник (в рупор). «Уважаемые посетители! Зоопарк закрывается. Животным пора кушать, отдыхать! У выхода работает киоск, вы можете купить сувениры на память».
- . Итог. Какая роль получилась интересной, ответственной? Кто лучше сыграл? Кто хотел работать в зоопарке, когда станете взрослыми? Как вы думаете заводить диких животных в квартире можно? Дети: нет, нужны специальные помещения для содержания.
Воспитатель. Всем спасибо! Теперь вы знаете какие животные обитают в зоопарке, люди каких профессий работают.
- . Рефлексия. Оценивание с помощью смайликов: увлекательная – скучная экскурсия.
Список источников:
- Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой С.Л. /Арбанян Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. – М: «Посвящение», 1989.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», М: Айрис-пресс, 2009г.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.