Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка

0
428

Воробьева Оксана Юрьевна
Крюкова Оксана Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Рекламное сообщение

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности. Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:

  • разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
  • включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
  • предоставление свободы исследования (в обиходе называемого «ломанием»);
  • резерв свободного места и времени для игр (свободное пространство в раздевалке и спальной комнате)
  • возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по
  • собственному усмотрению;
  • определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;
  • универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;
  • учет прежнего опыта.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов. Позиция взрослого при организации развивающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания. «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления позаботится он сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость.

Активность в разных видах деятельности: среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивной подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Проявление активности ребенка (познавательной, художественной, двигательной) основаны на формирующихся потребностях личности. Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Специфичные для дошкольного детства виды деятельности, такие как, общение, предметная и художественная деятельность, игра, труд, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал. Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, возможно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:

  • – обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;
  • – поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
  • -создание условий для реализации творческих идей на практике.
  • -использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;
  • -использование личного примера творческого решения проблем;
  • – создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

Учет возрастных особенностей детей подразумевает выявление специфических признаков в содержании развивающей среды и признаков ее организации. Так, для детей третьего года жизни необходимо освобожденное, достаточно большое пространство. Они особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол.

Для детей четвертого года жизни важны сюжетно-ролевые игры с ярко-выраженными функциональными особенностями атрибутов. Важно наполнять развивающую среду динамичной игрушкой, у которой что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т.д. Достаточно большой объем составляют предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь, медицинское оборудование и т.п.

На пятом году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создании рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют места уединения, рассчитанные на микро-группу из двух-трех детей.

Для старших дошкольников свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки), создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей. Модель построения многоуровневого игрового пространства едина: в центре группы находится игровая площадка для свободного общения детей. За ней располагается возвышение в виде двух – трехэтажных подиумов, разных по высоте, оборудованных лестницами, скатами, полузакрытыми пространствами. Нишеобразные зоны создают условия для психического и физического развития детей. Многоуровневое пространство увеличивает площадь на 20-40% площади групповой комнаты.

 

Литература:

  1. Березина В.Г., Детство творческой личности – СПб: издательство Буковского, 1994.
  2. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте – СПб: Союз, 1997.
  3. Годфруа Ж., Психология, изд. В 2 т., том 1. – М.Мир, 1992.
  4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. –М.: Просвещение, 2000
  5. Рошаль Г.Л. Театр в жизни. Сб. “Эстетическое воспитание в семье”. – М.: Искусство, 2001

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь