НЕОБЫЧНАЯ ГОСТЬЯ открытое занятие в старшей группе

0
1321

        Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Завгороднева Татьяна Борисовна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 57»

г. Воронеж

НЕОБЫЧНАЯ ГОСТЬЯ

открытое занятие в старшей группе

Рекламное сообщение     

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского.

– Прививать любовь к классической музыке.

– Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.

– Формировать музыкальное восприятие воспитанников: развивать музыкальный вкус, музыкальные способности детей.

– Развивать эмоционально – образное восприятие музыки. Учить детей передавать музыкальные образы в движениях, согласовывая их с характером музыки.

– Развивать творческое воображение детей: учить импровизировать, фантазировать под музыку.

– Обогащать словарный запас.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Щелкунчик», знакомство с П.И. Чайковским.

Материалы, оборудование: посылка, кукла «Феи Драже», картинки с портретом П.И. Чайковского, балета, Щелкунчика, инструмента Челеста, мультимедиа (просмотр слайдов, просмотр отрывка из балета, танца Феи Драже), музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, маракасы, бубен), конфеты драже.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! К нам в детский сад пришла посылка, но посылка необычная… Она пришла к нам из волшебной страны (показываю посылку) … из страны Музыки.

Давайте с вами открои ее и посмотрим – что там… (достает фигурку Феи)

Смотрите – это какая- то Фея! (показываю детям Фею). Что это за Фея, Вы не знаете…? (предположения детей) Тут еще записка (читаю записку): «Дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Фея забыла кто она и откуда! Помогите ей все вспомнить, что бы она смогла вернуться домой! В посылке для вас есть подсказки». Ребята, поможем Фее?? (Ответ детей)

(1-я подсказка – портрет Чайковского П.И.)

Смотрите – тут чей- то портрет (показ картинки и слайда). Вы знаете – кто это? (ответ детей)

Правильно, это Петр Ильич Чайковский. Великий русский композитор, который жил в далекие времена. Он сочинил много музыкальных произведений (более 80). С некоторыми из них мы уже знакомы. Давайте их вспомним… (Ответ детей. «Итальянская полька», «Новая кукла», «Болезнь куклы» из «Детского альбома», «Зима» и «Осенняя песня» из цикла «Времена года»). Молодцы!

(2-я подсказка- диск)

Смотрите, ребята – еще одна подсказка – диск. Давайте посмотрим его? (смотрим отрывок балета «Щелкунчик») Ребята, вы знаете, что это мы посмотрели? (ответ детей) Правильно, это балет (показываю картинку из балета и слайд). А что такое балет? (Ответы детей). Балет – музыкальный спектакль без слов, где артисты передают сюжет через движения, танец, жесты и мимику. Балет – это дружба танца и музыки! А кто-нибудь из вас видел балет? (Ответы детей)

(3-я подсказка – картинка Щелкунчика и слайд)

Ой, кто это? (ответ детей) Правильно! Это Щелкунчик… Щелкунчик – забавная игрушка, которая щелкает орешки своими зубами.

Итак, у нас подсказки – композитор П.И. Чайковский, танец «Балет» и кукла Щелкунчик. Давайте соединим три подсказки воедино. Что это может значить? (ответы детей) Правильно! Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского! Значит наша Фея из этого сказочного балета! Давайте с вами прочитаем сказку «Щелкунчик»

       Эта удивительная история произошла в новогоднюю ночь. Сияет огнями елка-красавица. В гости к маленькой Мари пришли ее друзья. Среди гостей – великий выдумщик и искусник, мастер кукол. И в этот раз он подарил детям много замечательных игрушек. Но Мари больше всего пришелся по душе маленький деревянный человечек. Правда, он был очень некрасив – с огромной головой и туловищем на тонких ножках. Но зато у него было приветливое лицо и добрые глаза. А как он ловко умел щелкать орешки своими острыми зубами! Потому и звали его – Щелкунчик! Девочка весь вечер играла с ним. А поздно ночью, когда весь дом уснул, Мари тихонько пробралась в зал. Ей захотелось еще разок повидать своего любимца.  Вдруг часы хрипло пробили двенадцать раз. И тут же отовсюду послышался визг, писк, шипение. Мари с ужасом увидела, что из всех щелей вылезают мыши. Мышиная рать во главе с Мышиным королем двинулась прямо к шкафу с игрушками. А там уже храбрый Щелкунчик готовил к бою свое игрушечное войско. Началась битва, но силы были неравны. Неприятельское войско окружило со всех сторон Щелкунчика и его верных солдатиков. Тут Мари забыла о своем страхе. Она схватила тяжелый подсвечник и швырнула его прямо в голову Мышиного короля. И сразу все мыши исчезли. А Щелкунчик, уродливый деревянный щелкунчик превратился в прекрасного Принца. Он повел свою спасительницу в свое Королевство сладостей. Там текли Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, сверкали леденцовые луга. Там жил веселый и забавный сказочный народец. В честь Мари и принца был устроен шумный праздник: танцевали куклы, цветы, сласти, фея Драже. Но вот занялась заря. Солнечные лучи заглянули в окошко и осветили нарядную елку, молчаливых кукол за стеклом. И разбудили маленькую девочку. Мари в изумлении оглядела комнату, увидела деревянного человечка у себя на коленях. Неужели это был только сон? Конец.

       Вы внимательно слушали сказку? Кто же наша Фея? (ответ детей) Наша Фея – Фея Драже из сказочного балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей и посмотрим танец Феи Драже. (смотрим танец). Какая музыка звучала? (ответы детей) Правильно! Музыка изящная, грандиозная, искрящаяся светом и волшебством, она переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется Челеста, повторите. (показать картинку с инструментом). Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. Давайте все вместе еще раз скажем – как называется инструмент, с которым мы познакомились? Челеста. Молодцы!

       Теперь давайте представим, что мы с вами артисты балета и станцуем под танец Феи Драже. Танцуйте так, как вы чувствуете музыку. (дети танцуют, смотря на отрывок из балета) Молодцы!

       Ой! Вы слышите…? Фея Драже нас просит, что бы мы еще больше украсили ее музыку…Выполним ее просьбу?(ответ) Возьмите музыкальные инструменты, и представьте, что вы теперь музыканты, а я дирижер…вы знаете кто такой дирижер?(Ответ детей) Дирижер – человек, который руководит, управляет музыкантами. Вы готовы? (украшаем музыку Феи.  Во время игры Фея Драже исчезает)

       Какие вы все молодцы! Вам понравилось творить? (Ответ детей). Ой, а где же Фея Драже??? Она исчезла…  Смотрите – Фея оставила нам записку (читаю записку) «Дорогие ребята, спасибо вам большое! За вашу доброту и помощь я вам оставила сюрприз! Не забывайте меня! Фея Драже». Смотрите – Фея Драже подарила вам конфеты драже! (показываю баночку с драже). А вы знаете, как называются эти конфеты? (Ответ детей). Правильно! Это конфеты Драже! Вы потом помоете ручки и скушаете их.

      Расскажите мне, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали, с кем познакомились? (Композитор П.И. Чайковский, балет, кукла Щелкунчик, балет «Щелкунчик», инструмент челеста, познакомились с Феей Драже из балета, посмотрели ее танец) Молодцы! Наше занятие подошло к концу!

До свиданья, дети! (Ответ детей: до свидания!) Всем спасибо!

Используемая литература:

Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Краткое содержание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь