Юракова Светлана Владимировна
Волкова Олеся Геннадьевна
Кириченко Елена Михайловна
воспитатели
МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка»
Белгородская область
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я САМ»
- Тип проекта: педагогический
- Сроки реализации: сентябрь-декабрь
- Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность темы проекта:
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. Упражнения воспитывают у детей навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке
Методологическая база проекта:
Методический материал: дидактические игры, художественная литература, иллюстрационный материал, ИКТ, аудиозаписи.
Цель: Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленной на воспитание культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста.
Задачи:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо насухо вытираться после умывания вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
- Формировать навыки поведения за столом.
- Формировать начальные представления о ценности здоровья о том, что здоровье начинается с чистоты тела («чистота» и «здоровье» – это неразделимые понятия).
Планируемые результаты:
- Дети овладевают культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания в условиях депривации.
- Самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком салфеткой, расческой).
- Правильно пользуются чайной ложками, не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Реализация проекта
1 этап – организационный. Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей у детей группы «Солнышко» через наблюдения, беседы, составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2-й этап – основной. Выполнение запланированной цели совместной образовательной работы с детьми для решения поставленных задач.
3-й этап – заключительный. Итоговое мероприятие по совместной проектной деятельности театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».
Календарно-перспективное планирование
Режимные моменты | Содержание навыков | Методические приемы |
Приём пищи | Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости | «Пересыпание ложкой», «Переливание воды», «Складывание салфеток».
Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет?», «Маша обедает». Дидактические игры. «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и слоника» Сюжетно-ролевые игры «Угостим гостей чаем», «Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол». |
Одевание/ раздевание | Совершенствовать умения одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать
одежду на стуле перед сном. Закреплять умения узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей |
«Рамки с разными
видами застежек». «Двери закрываются», «Бабочки», «Пристегни лисе хвостик». Чтение: поучительный рассказ «Тапочки», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки?». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике». Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик». |
Умывание | Закреплять навыки, полученные ранее; намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо
вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком |
«Мытье рук и
чистка ногтей». Дидактические игры: «Поучим Винни-Пуха делать пену», | «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо» Пальчиковые игры «Ладушки-ладошки». Беседа «Берегите воду». Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин». |
Содержание
в порядке одежды и обуви |
Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым | «Чистка обуви».
Показ приемов работы, объяснение, напоминание Беседа с детьми «Кто опрятен, тот приятен». Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье». |
Организация совместной работы с родителями
Подготовка к анкетированию на темы: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста». | Вовлечь родителей в совместную с детьми работу по предложенным темам. |
Организация выставки рисунков, картинок, плакатов «Всегда и везде – вечная слава воде!». | Способствовать расширению и уточнению знаний детей. |
Консультация тему «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет» | Подготовить рекомендации для родителей «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно – гигиенических навыков». |
Беседы с родителями на темы: «Приучаем детей правильному поведению за столом», «Живём по режиму! ». | Подготовить рекомендации для приобретения родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком. |
Список литературы:
- Бачурина В.Н. Новые развивающие игры для дошколят. – М., 2007.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие. – М., 2006.
- Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми. Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М., 2002.
- Крылова Н.И. Здоровье сберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия: Метод. Пособие. – Волгоград. 2009.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ