Чернова Екатерина Валерьевна
воспитатель
МБДОУ № 85 г. Мурманск
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Взаимодействие с родителями в вопросах приобщения воспитанников дошкольной образовательной организации к традициям русского народа
СЕКЦИЯ – 6. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и в становлении личности ребенка»
Страна, в которой мы живем является многонациональной. Мы, россияне, находимся в среде, которая является мультикультурной. В нашей стране проживает множество самых разных людей, ведь народы России действительно разнообразны по всем параметрам. У каждого народа, живущего в нашей стране есть свои обычаи, предания, история, культура. Каждому человеку необходимо проявлять уважение к традициям людей других народов при сохранении своей национальной идентичности.
Условием её формирования является освоение ребенком дошкольного возраста традиционной культуры и истории своего народа. Изучение традиционных форм народной культуры с дошкольного возраста закладывает прочный фундамент для выявления в дальнейшем идеального типа отношений человека с природой, социумом, определения норм поведения человека, морально-нравственных ориентиров, то есть является испытанным средством этнокультурного формирования личности человека.
В период дошкольного детства основой формирования национальной идентичности, в первую очередь, является отношение детей к семье и ближайшему окружению, родному краю, а приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания в ФГОС ДО.
В раннем возрасте детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них привязанность, уважение к окружающим людям и, прежде всего, к своей семье. Это есть первая и самая важная ступень формирования национальной идентичности, так как именно семья является хранителем традиций и обеспечивает преемственность поколений. Осознав себя членом семьи, ребёнок начинает ощущать принадлежность к определённой нации, культурным традициям общества, в котором он живёт.
Вследствие того, что не каждая семья компетентна в вопросах воспитания подрастающего поколения, в том числе и формирования уважения к народным традициям, в нашем дошкольном образовательном учреждении организовано тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Всем известно, какое весомое значение имеет пример взрослого в воспитании маленького ребёнка, поэтому одна из задач нашего дошкольного учреждения – приобщить родителей воспитанников к сохранению традиций русского народа, донести до них мысль о необходимости передачи подрастающему поколению нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных нашими предками.
Для обеспечения возможности приобщения детей к народным традициям в нашей группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. В сотрудничестве с родителями воспитанников оформлен уголок красочных книг с русским народным фольклором и театрализованной деятельности с различными видами театра по сюжетам русских народных сказок.
Одной из эффективных форм работы в данном направлении является проведение различных досугов и развлечений. Ежегодно наряду с проведением традиционных утренников, посвященных календарным праздникам, в ДОО проводятся такие мероприятия, как зимние колядки, где дети знакомятся с традициями их проведения, дома с родителями разучивают тексты, затем с ними ходят в гости к воспитанникам других групп детского сада. Нельзя не упомянуть и о Масленице, встреча которой также вошла в традицию в дошкольном учреждении. Родители помогают своим детям разучивать заклички, по возможности помогают с организацией и активно участвуют в масленичном гулянье.
Для ознакомления детей с традициями русских людей в нашей группе при участии родителей создан мини-музей «Быт и традиции русского народа», где находится вся информация о жизни русских семей и предметах быта, традиционно украшавшие русскую избу. Так же проводятся мастер-классы по созданию русских народных кукол, тематические занятия и виртуальные экскурсии, обыгрывание обрядов и традиционных праздников, продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация).
Создание мини-музея способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях, помогает родителям оценить ценность соблюдения и сохранения традиций, передачи их своим детям. Приобщение детей к русской народной культуре способствует формированию у детей национальной идентичности.
Особую роль в формировании национальной идентичности через приобщение к народным традициям играет включение в образовательный процесс системы ознакомления с региональными особенностями. Чем полнее и глубже будут знания воспитанников о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем сильнее они будут ощущать духовную связь со своим народом. Для знакомства с традициями родного края в дошкольном учреждении, в одном из групповых помещений создан мини-музей «Чайка», помогающий воспитанникам познакомиться не только с природой Кольского полуострова, его коренными жителями, но и с их историей и традициями.
Виртуальные экскурсии по родному краю обогащают знания детей и помогают им без труда «посетить» любой город, село, заповедные места Заполярья, познакомиться лучше с растительным и животным мира родного края. Благодаря участию родителей и предоставлению с их стороны фото-видео материала из семейных архивов совместных путешествий с детьми такие экскурсии становятся по настоящему незабываемыми. Так же большой вклад родители воспитанников вносят в насыщение мини-музеев игровым и познавательным материалом, к которому относятся игрушки, игры-ходилки, дидактические игры, художественная литература и т.д.
Наряду с этим в ДОО есть традиция встречать солнце. В суровом климате Кольского полуострова появление солнца после тяжелой полярной ночи является знаковым. Коренные жители Кольского полуострова превратили встречу небесного светила в праздник, ведь солнце на Руси всегда считалось символом семейного благополучия и успеха в делах. Встреча солнца в детском саду традиционно проводится в форме спортивного досуга с проведением саамских и русских народных игр. Сценарии праздника разрабатываются с учётом советов и пожеланий родителей, возможностей представителей семей поучаствовать в мероприятии. Такая форма взаимодействия сближает всех участников образовательного процесса, активно формирует их чувство сопричастности, гордости и ответственности за свою малую родину.
Таким образом, все вышеперечисленное позволяет через ознакомление воспитанников с народными традициями, традициями родного края развить духовную близость к народу, чувство единения с обществом и формирует национальную идентичность