ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ

Болдырева Т. Ю., воспитатель;
Горожанкина Ю. В., воспитатель;
Колесникова О. Ю. педагог – психолог;
Черноусова Н. В., педагог – психолог.
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ

11.«Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников».

В последнее время наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, часто оказываются одинокими в своей проблеме.  Ощущается нехватка знаний о взаимоотношениях с ребенком, методах обучения, коррекции нежелательного поведения детей. Оказавшись один на один со своей проблемой, родители переживают тяжелый стресс, отчаяние. Описание психологической реакции на травматическое событие включает пять временных фаз:

Шок и отрицание – это самый тяжелый кризисный период, когда родители особенно нуждаются в поддержке.

Сделка. Для этой стадии характерно стремление родителей «излечить» ребенка, полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые» дела.

Рекламное сообщение     

Гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать нужную помощь.

Депрессия. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения

Принятие. Наступает тогда, когда родители способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка; способны адекватно проявлять любовь к ребенку и поощрять его самостоятельность.

Задача специалистов максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами. Специалист должен помочь родителям:

  1. Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.
  2. Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку.
  3. Понять, почему возникло проблемное поведение, какова его причина, и есть ли у ребенка другое поведение, которым можно заменить проблемное.
  4. Научить замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.
  5. Управлять ситуацией и правильно определять, чего именно они хотели бы достичь.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения родителей:

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, и последующая профилактика нарушений психического развития.
  • Определение методов воспитания, используемых в семье и диагностика их личностных характеристик.
  • Реализация индивидуальной программы
  • Коррекционные занятия
  • Разработка рекомендаций с учетом психофизических особенностей и индивидуальной нагрузки.
  • Анализ эффективности и результатов сопровождения

Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей с РАС, являются консультации, задачами которых являются развитие общности родителей, их сплочение, повышение образовательного уровня родителей; проведение развивающих и коррекционных занятий для детей совместно с родителями и педагогами; обучение родителей методам коррекции поведения детей с РАС;

На консультациях рассматриваются темы: « Меняем не ребёнка, а его поведение», «Подсказки и их виды», «Система альтернативной коммуникации. Алгоритм обучения навыкам коммуникации», « Как повысить мотивацию ребёнка?», «Сенсорные стимуляции. Полезные подсказки», «Методика глобального чтения», «Навыки самообслуживания. И почему так важен прикладной анализ поведения?»

Конечным результатом психолого-педагогического сопровождения родителей является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов. Квалифицированная помощь специалистов значительно улучшит качество жизни ребёнка и его семьи.

 

 

Список литературы:

  1. ВолкмарФ.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  2. Гилберг К., ПитерсТ. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2005
  3. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- №4- С. 17-26.
  4. Хаустов А.В. Организация работы с родителями детей с РАС. М., 2017г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь