Болдырева Т. Ю., воспитатель;
Горожанкина Ю. В., воспитатель;
Колесникова О. Ю. педагог – психолог;
Черноусова Н. В., педагог – психолог.
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ
11.«Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников».
В последнее время наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, часто оказываются одинокими в своей проблеме. Ощущается нехватка знаний о взаимоотношениях с ребенком, методах обучения, коррекции нежелательного поведения детей. Оказавшись один на один со своей проблемой, родители переживают тяжелый стресс, отчаяние. Описание психологической реакции на травматическое событие включает пять временных фаз:
Шок и отрицание – это самый тяжелый кризисный период, когда родители особенно нуждаются в поддержке.
Сделка. Для этой стадии характерно стремление родителей «излечить» ребенка, полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые» дела.
Гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать нужную помощь.
Депрессия. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения
Принятие. Наступает тогда, когда родители способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка; способны адекватно проявлять любовь к ребенку и поощрять его самостоятельность.
Задача специалистов максимально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами. Специалист должен помочь родителям:
- Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.
- Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку.
- Понять, почему возникло проблемное поведение, какова его причина, и есть ли у ребенка другое поведение, которым можно заменить проблемное.
- Научить замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.
- Управлять ситуацией и правильно определять, чего именно они хотели бы достичь.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения родителей:
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, и последующая профилактика нарушений психического развития.
- Определение методов воспитания, используемых в семье и диагностика их личностных характеристик.
- Реализация индивидуальной программы
- Коррекционные занятия
- Разработка рекомендаций с учетом психофизических особенностей и индивидуальной нагрузки.
- Анализ эффективности и результатов сопровождения
Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей с РАС, являются консультации, задачами которых являются развитие общности родителей, их сплочение, повышение образовательного уровня родителей; проведение развивающих и коррекционных занятий для детей совместно с родителями и педагогами; обучение родителей методам коррекции поведения детей с РАС;
На консультациях рассматриваются темы: « Меняем не ребёнка, а его поведение», «Подсказки и их виды», «Система альтернативной коммуникации. Алгоритм обучения навыкам коммуникации», « Как повысить мотивацию ребёнка?», «Сенсорные стимуляции. Полезные подсказки», «Методика глобального чтения», «Навыки самообслуживания. И почему так важен прикладной анализ поведения?»
Конечным результатом психолого-педагогического сопровождения родителей является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов. Квалифицированная помощь специалистов значительно улучшит качество жизни ребёнка и его семьи.
Список литературы:
- ВолкмарФ.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
- Гилберг К., ПитерсТ. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2005
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- №4- С. 17-26.
- Хаустов А.В. Организация работы с родителями детей с РАС. М., 2017г.