ВСТРЕЧА С СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧИКОМ

0
1103

         Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.

Бардакова Татьяна Анатольевна

старший воспитатель

Попова Ирина Евгеньевна,

Федюшина Марина Владимировна

воспитатели

МБДОУ «Детский сад п. Томаровка

Рекламное сообщение     

Яковлевского городского округа»

ВСТРЕЧА С СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧИКОМ

НОД в старшей группе

Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Образовательные задачи.

Формировать представления детей о здоровом образе жизни, расширять видения целостной картины мира, углублять понимание того, что человек – часть природы.

Развивающие задачи.

Развивать речь, слуховую память. Умение заботиться о своем организме.

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение заботиться о своем здоровье, культурно-гигиенические навыки, желание быть добрее, вежливее по отношению друг к другу.

Материал к занятию: макет солнечной системы — солнце, планеты. Макеты деревьев, рыб, человека, животного, планеты Земля. Фонарик, призовые «солнечные зайчата», зеркала на каждого ребенка, «дерево здоровья». Мелкий материал — полезные продукты для дерева «здоровья», плакат «Витаминка, и где она есть».

Предварительная работа: рассматривание дидактической книги «Человек и строение тела», иллюстрации — «Полезные продукты», «Вредные продукты». Познавательная игра «Космос», плакат «Солнечная система», рассматривание с помощью лупы кожи человека. Чтение книги Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» – за столом, в гостях и т. д. Большая энциклопедия А. Томилин, Б. Сергеев «Вопрос – ответ» правильное питание, о чистоте рук и тела, и так далее». Консультирование родителей «Правильное и здоровое питание», участие детей и родителей в конкурсе «Здоровое питание», игры с солнечным зайчиком. Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Больница», «Космонавты», «Кухня».

Ход НОД:

На магнитной доске крепится макет солнечной системы (солнце, планеты, далекие планеты – звезды). Дети с интересом поглядывают в сторону доски (звучит «космическая» мелодия Э. Артемьева к фильму «Солярис»).

Наконец воспитатель обращается к детям с вопросом: «Ребята, как вы думаете, что же здесь изображено».

Ответы детей. Если дети не догадываются, то воспитатель говорит сам: «Это наша солнечная система.  Хотите, я вам расскажу интересную сказку о главной звезде в нашей солнечной системе?»

Рассказ воспитателя: «Однажды Солнце собрало все планеты солнечной системы на космический совет. Жители солнечной системы узнали, что на Земле часто болеют дети, да и родители частенько посещают поликлинику. Вот и решили они помочь людям. Солнце сказало: «Давайте от каждой планеты отправим волшебный лучик на Землю. Пусть волшебные лучи помогут людям заботиться о своем здоровье». Планеты одобрительно замигали. Солнце продолжало: «Первый лучик отправлю на разведку я, это мой лучший ученик и зовут его – Солнечный зайчик. Он узнает у детей то, что знают дети о своем теле, здоровье, о здоровье других живых обитателей планеты Земля».

Воспитатель подводит детей к другой магнитной доске.

     Там облачко, из-за которого достается зеркальце и появляется солнечный зайчик. Его плохо видно и воспитатель предлагает детям помочь показаться солнечному зайчику (раздаются зеркала каждому ребенку). Воспитатель предлагает все лучики направить в одно определенное место и «собирает» лучики в корзиночку, а из корзиночки достается фонарик с красным лучом — это и будет Солнечный зайчик (можно навести луч на стену в виде какой-нибудь фигурки), как бы снять его ладошкой и «оживить» в руках воспитателя с помощью диалога.

Солнечный зайчик. Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться, я Солнечный зайчик. Меня прислал к вам космический совет нашей солнечной системы. Я очень хочу познакомиться с вами и узнать о том, как вы заботитесь о своем здоровье. А чтоб быстрее сдружиться, давайте поиграем в игру «Ласковые слова о друге и для друга». Я своим лучиком буду дотрагиваться до кого-нибудь, а вы будете называть его ласковым именем.

Игра «Ласковые слова о друге и для друга».

Воспитатель дотрагивается до какого-нибудь ребенка лучиком, а дети называют имя ребенка ласково — Кимушка, Настенька, Дарьюшка, Антонушка и так далее.

Солнечный зайчик. «Как я рад, что познакомился с вами. И очень доволен тем, что вы так ласково называете, друг друга. Я живу на самой большой звезде в вашей солнечной системе, и называется оно – «Солнце». А что вы можете мне рассказать о вашей планете Земля? Кто ещё живет на ней?».

      Ответы детей. «Наша планета — Земля, из космоса видно, что она голубая, это из-за того, что на нашей планете 4 огромных океана, много озер и морей, планету окружает воздушное пространство – атмосфера, на нашей планете кроме людей живут разные животные, птицы, рыбы, насекомые и растения».

Солнечный зайчик. Интересно как. А что вы можете рассказать о себе?

Воспитатель. А вот мы сейчас поиграем в игру «Назови и покажи», и ты – солнечный зайчик, узнаешь.

Логоритмика:

Головушка – солнышко (гладят голову);

Лобик – бобик (сердиться);

Носик – курносик (закрывают глаза и пальцем дотрагиваются до кончика носа);

Щечки – комочки (трут щеки ладонями);

Губки – голубки (трубочка);

Глазки – краски (удивляются);

Реснички – сестрички (моргают);

Ушки – непослушки (трут ушки);

Шейка – индейка (вытягивают шею);

Плечики – кузнечики (плечи вверх-вниз);

Ручки – хватушки (хватательные движения);

Грудочка уточка (грудь колесом);

Животик – бегемотик (живот вперёд);

Спинка – тростинка (выпрямляют спину);

Ножки – сапожки (топают ногами).

Солнечный зайчик. Мне очень понравилась ваша интересная игра, и то, что вы так много знаете о своем теле. А скажите, ребята, как греет, припекает солнышко? Почему не погибают от ее ярких солнечных лучей все живое на вашей планете? А за правильный ответ — приз — солнечное сердечко!

Работа у второй магнитной доски.

Воспитатель. А давайте расскажем Солнечному зайчику, что защищает дерево от губительных солнечных лучей? Ответы детей.

Солнечный зайчик. Правильно, ребята, кора защищает деревья (на доске картинка: дерево и кора).

А что защищает животных?

Правильно шерсть (картинка на доске: животное, шерсть).

А что защищает рыбу?

Правильно чешуя, вода (картинка на доске: рыба, чешуя, вода)

А что защищает птиц?

Правильно, перья (картинка на доске: птица, перья)

А что защищает мышцы, внутренние органы человека?

Правильно, кожа (картинка на доске: фигура человека, кожный покров)

Солнечный зайчик. Теперь я знаю, как важна кожа для человека. Но если это так для вас важно, то нужно за кожей правильно ухаживать? Расскажите мне ребята, как это делаете вы.

Дети. За кожей нужно следить, содержать её в чистоте, мыть, если грязная. Перед едой мыть руки с мылом, купаться. А еще важно правильно питаться, кушать овощи, фрукты, мясо, рыбу, различные крупы, нельзя есть конфеты в перерывах между едой. Нельзя есть много сладкого, мучного. Нужно закаляться, заниматься физкультурой и спортом.

Солнечный зайчик. Молодцы.  А что защищает вашу планету Земля?

Дети. Воздушная оболочка – атмосфера.

За правильные ответы можно поощрять детей, выставлять на доску желтые солнечные сердечки.

Рассказ воспитателя. Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера. Мы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы, дышат и животные, и птицы, и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей нашей Солнечной системе, по мнению ученых, существует жизнь (воспитатель еще раз обращает внимание детей на картинку на доске – планета Земля и воздушная оболочка — круг, вырезанный из файла).

Солнечный зайчик. Хочу вас пригласить в сад «Здоровья». А для этого нужно сказать волшебные слова:

«Малыши-крепыши»

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело (поглаживание);

Чтоб не кашлять, не чихать, будем носик растирать (указательными пальцами);

Лобик тоже разотрём, ладонь поставим козырьком;

Вилку пальчиками сделай, ушко ты погладь умело.

Знаем, знаем, да, да, да, нам простуда не страшна (хлопки в такт).

Воспитатель. Вот мы и попали в сад «Здоровья». Стоим у третьей магнитной доске, где нарисован остов дерева (ствол, ветки и немного листьев).

Солнечный зайчик.  Вот дерево странное. А где же витаминные плоды?

Воспитатель. Ребята наши помогут плодам появиться.

Дети делятся на две команды. Команда «Знайки» и «Пилюлькины».

Игра «Волшебное полезное дерево»

      На столе карточки с продуктами, команда «Знайки выбирают полезные для здоровья продукты и вешают их на дерево. А команда «Пилюлькины выбирают неполезные и кладут их в корзинку. Ребята обосновывают свой выбор. Яблоко-полезное, в нем много витамин, кока-кола-нет – в ней нет полезных веществ, и отправляем ее в корзину.

Солнечный зайчик. Вот так чудо-дерево получилось – полезными плодами оно распустились.

Дети. Мы запомним навсегда – для здоровья нам нужна витаминная еда!

Воспитатель. Я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут …

Дети – А, В, С, Д, Е.

Солнечный зайчик. А вы знаете, какие витамины содержатся в продуктах?

Игра «Какие витамины содержаться в продуктах».

       Дети делятся на три команды. Первая команда выбирает картинки с продуктами, где содержится витамин «А». Морковь, тыква, яблоко, рыба, яйца и другие. Где есть витамин «В» – орехи, молоко, рис, рыба, мясо, яйца и др.

      Вторая команда выбирает картинки с продуктами, где есть витамин «С» и «Д». Лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника и др. Творог, печень, море продукты, сливочное масло и др.

     Третья команда выбирает картинки с продуктами, где содержится витамин «Е». Зеленые овощи, фрукты, зелень и др.

Воспитатель: Вот видишь, Солнечный зайчик, сколько мы знаем о своем теле, здоровье, полезных продуктах, и как стараемся быть здоровыми.

Солнечный зайчик: Молодцы ребята, я узнал, как вы много знаете о том, как заботиться о себе, как сохранять своё здоровье, я обязательно расскажу об этом на нашем космическом совете. Я прощаюсь с вами, улетаю домой, на свое солнышко. До свидания! Дети прощаются с лучиком и просят его еще прилетать в гости.

Солнечный зайчик: Не болейте! (лучик прячется в корзину и тухнет).

Воспитатель: Солнечный зайчик: улетел, но он будет наблюдать за нами. Возможно, к нам прилетят другие лучики.  А если они прилетят, что вы им расскажите о том, что же нужно делать, чтобы быть здоровыми?

Дети рассказывают.

Вспоминают пословицы:

  1. Чистота – залог здоровья.
  2. Самое большое богатство – здоровье.
  3. Имеем здоровье – не бережём, а потеряем плачем.
  4. Нет счастья без здоровья.
  5. Спиться – здоровиться.
  6. Весёлый смех – здоровье.
  7. Человек без здоровья, как дерево без корня.
  8. Здоровье – как зеркало, разобьёшь – не склеишь.

10.Здоровье не купишь за деньги.

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему солнечный лучик прилетел к нам?

Эта встреча вам пригодится в жизни?

Вам понравилось играть с солнечным лучиком?

Какая игра понравилась больше всего.

Воспитатель. Для того чтобы быть здоровым, нужно заботиться о своем организме, беречь его. Давайте нарисуем свои впечатления от встречи с Солнечным зайчиком, чтобы рассказать своим родителям.

Дети рисуют.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь